У нас рыночная экономика, но в условиях санкций и СВО обеспечивать конкурентные условия довольно сложно, хотя бы обеспечить людей и экономику всем необходимым. Как решается эта проблема и как мы защищаем конкуренцию?
Леонид Пак: Определенные требования к поставщикам товаров, работ и услуг действовали всегда и, безусловно, сохраняются по сей день. Вместе с тем имеются серьезные послабления. Сегодня закон действительно позволяет часть закупок проводить без торгов, заключая контракт с единственным поставщиком. Кроме того, сократилось количество конкурентных процедур. К примеру, отменена процедура запроса предложений. Также, в общей массе закупок возросла доля запроса котировок, когда заказчик прописывает, что ему нужно, и тот, кто предложит приемлемую цену, и будет исполнять контракт. Это я говорю про гражданский рынок, а все, что связано с оборонными закупками, координируем не мы, а столицы федеральных округов и центральный аппарат ФАС России.
Но борьба с коррупцией заявляется на всех уровнях. Вот и при губернаторе Самарской области действует совет по содействию развитию конкуренции, насколько он эффективен?
Константин Титов: К сожалению, я ни одного отчета о деятельности этого совета не читал ни в СМИ, ни в других источниках. В то же время, если отталкиваться от недавнего послания главы региона Самарской губернской думе и жителям области, то он справедливо заметил, что сегодня особая экономическая ситуация накладывает свои отпечатки на любые сферы и вся экономика регионов должна быть перестроена с учетом нынешних реалий. Предприятия ВПК все специализированные. А гражданская сфера и вчера, и сегодня руководствуется законодательством о закупках. И у частника тоже всегда есть выбор. Скажем, в Самарской области работают 10 мукомольных заводов, но, к примеру, директор хлебобулочного комбината закупает продукцию только у двух, считая, что она лучше, хоть и дороже. И помидоры в супермаркете - это не государственная продукция, у них есть своя система определения поставщиков. Эту ситуацию могло бы разрешить увеличение налогов на сверхдоходы. Превысили норму прибыли - заплатите повышенный налог.
Вы сказали, что конкурсные процедуры упростились, а в чем конкретно это выразилось?
Леонид Пак: В целом система в области государственных закупок достаточно динамично развивается. Поясню на примере. К внедрению предполагается функционал, дающий возможность каждому участнику однажды занести в систему свои данные, заполнить заявку. Потом в случае победы он просто подписывает договор и отправляет его в систему электронных торгов. При участии в следующих же тендерах достаточно просто актуализировать свои данные, а система автоматически их подгрузит. Это экономит время, снижает риски технических ошибок.
Сегодня мы и жалобы рассматриваем в удаленном режиме, изучаем документы на платформе госзакупок. Знаете, и самих жалоб стало меньше, уровень познаний заказчиков и участников торгов в области законодательства о закупках улучшился. По сравнению с 2021 годом их число снизилось почти вдвое. Если раньше написать жалобу мог даже тот, кто не имеет никакого опыта в той или иной сфере, то сегодня на определенные виды закупок может подавать жалобы только участник с соответствующим опытом.
Бессмертная система так называемых трех К - коррупция, конкуренция, картели. Как поживают сегодня последние?
Леонид Пак: Выявлением картелей занимается не только антимонопольная служба, но и правоохранительные органы, например МВД, ФСБ. Но что касается работы нашего ведомства, то следует отметить, что в этом году состоялось два решения Конституционного суда Российской Федерации по нашим материалам. В постановлениях КС РФ был рассмотрен вопрос применения "иммунитетов" для группы лиц, а также установлено, что понятие "доход" от картеля на торгах означает цену контракта без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в том числе произведенных или планируемых в связи с исполнением контракта.
Одно наше дело было по обращению компании "Авиакор", которую возглавляет бизнесмен Кошелев, сегодня она называется "Кошелев-Проект". А второе обращение касалось "Клиники сердца" в Самаре бизнесмена Шатило и регионального минздрава. Это очень значимые случаи, ведь Конституционный суд РФ выносит в год около полусотни решений в виде постановлений. И здесь он провел четкую грань, что есть антиконкурентное соглашение, а что "дело личное". Например, законодатель определил, что запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов не распространяются на случаи, когда одно лицо владеет компаниями больше чем на 50 процентов или осуществляет и там и там функции исполнительного органа.
В случае с Кошелевым данное "смягчение" не действует, так как по документам у него не было в компаниях больше половины капитала, а формальная подконтрольность организаций одному лицу не может рассматриваться как произвольная. Суд указал, что расширительное толкование подконтрольности препятствовало бы достижению целей антимонопольного регулирования. Более того, если контроль юридически надлежащим образом не выражен, он может быть связан с намерением скрыть свою роль в деятельности формально независимого хозяйствующего субъекта. Суд также отметил, что для хозяйствующих субъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих нормативно установленным признакам контроля, их совместное неконкурентное участие в торгах не является вынужденной и единственно возможной стратегией реализации свободы экономической деятельности. И потому предпринимателю пришлось заплатить серьезный штраф - 86 млн рублей.
Для того, кто владеет большими суммами, это не так накладно, выгода-то могла быть больше.
Леонид Пак: Напрасно вы так полагаете. Можете спросить любого предпринимателя. Даже если они оперируют миллиардами, то скажут, что это серьезные деньги, ведь можно было вложить их в производство. Кошелев тоже просил снизить штраф, но, оценив финансовые документы, мы пришли к выводу об отсутствии таких оснований в связи с немалым количеством активов на балансе: земельных участков, коммуникаций, машин.
Константин Титов: Что касается коррупции, то ФАС к ней относится опосредованно. Но во всех ветвях власти с ней борьба ведется, законы проходят антикоррупционную экспертизу, тем не менее полно нарушений. В этом направлении еще работать и работать. Взять хотя бы регоператора по обращению с отходами в Самарской области "Экостройресурс". Любой же разумный человек понимает, что лучше сделать как в той же Нижегородской области - платить за услугу по обращению с ТКО не исходя из квадратного метра помещения, а исходя из количества зарегистрированных лиц.
Подняли самый больной вопрос для всех жителей региона, но уже сколько лет он возникает и снова кладется под сукно....
Константин Титов: Работа "Экостройресурса" нуждается в серьезной редакции. Конечно, надо вести расчет исходя из количества проживающих лиц, а у кого недостаточно средств в семье - вводить для них льготы. Но главное ведь в том, чтобы сократить образование отходов и увеличить их переработку. Ответственные граждане должны иметь возможность собирать мусор раздельно и за сданное вторсырье получать вознаграждение. Должен быть выбор и у граждан, и у бизнеса - платить по установленному нормативу или по фактическому накоплению ТКО. Но региональному оператору это невыгодно. А человеку?
Леонид Пак: Мы можем штрафовать нарушителей-монополистов, в какой бы сфере они ни работали. В частности, по вопросу в сфере обращения суды поддержали наши позиции по двум делам о нарушении антимонопольного законодательства. Но такие победы - это всегда и настойчивость самих заявителей. Есть же правила, и они должны одинаково применяться ко всем. Однако у предпринимателя может возникнуть искушение с человека, приехавшего, скажем, на "Майбахе", взять условную 1000 рублей, а с пешей бабушки - 25. Когда это делает не монополист, это не страшно. А если выбора нет - все гораздо хуже и монополист, тот же регоператор, с одного берет по факту накопления ТКО, а с другого - по нормативу, например исходя из площади помещения. А еще и штрафы прописывает за непредоставление документов: то справку о сантребованиях попросит, то о штатной численности персонала. •
В связи с санкциями конкурентное поле не стало иссушенным?
Леонид Пак: Если говорить о малом и среднем предпринимательстве, то для него экономическое поле расширилось, а с крупными компаниями после ухода иностранных инвесторов не всегда ситуация понятна и прозрачна, в частности кто и кого купил. Нам в Самарской области повезло, у нас и АвтоВАЗ остался, и "Электрощит". Но есть территории, которые имели заводы, управление которыми перешло к другим лицам. Есть, конечно, ряд товаров, например некоторые лекарства, которые мы пока сами производить не можем, хотя надо ускоренно учиться, тем более для этого существуют стимулирующие механизмы.