По данным компании, комфортным на рынке труда является люфт в четыре - восемь резюме на одну вакансию. В такой ситуации у работников есть возможность найти себе работу в соответствии с запросами, а работодатели могут выбрать хороших специалистов. Но если среднее количество резюме на одну вакансию опускается ниже четырех, то можно говорить о дефиците на рынке труда.
Именно такую ситуацию сейчас описывает статистика. В 2022 году на Ставрополье максимальное значение индекса составляло 6,1, а в текущем году, в марте, - 4,3 резюме на вакансию. В апреле цифра начала снижаться и достигла уровня 3,4. Это ниже, чем в среднем по СКФО (в федеральном округе показатели составили 4,1) и России (3,6).
Наибольший дефицит специалистов наблюдается на Ставрополье в сфере розничной торговли: всего 1,5 резюме на вакансию. Также работников сложно найти компаниям из автомобильного бизнеса, фармацевтики, сельского хозяйства, туризма. Стало тяжелее подобрать разнорабочих, водителей и строителей.
Важно отметить, что за рынком труда на Ставрополье также следят ученые Северо-Кавказского федерального университета. Осенью 2022 года они по результатам своего исследования также отмечали снижение уровня безработицы вплоть до показателей дефицита кадров.
- То, что происходит сейчас, связано с сезонными тенденциями. Они всегда есть, особенно в нашем сельскохозяйственном регионе, - говорит кандидат социологических наук Александр Гапич. - Летом и осенью традиционно наблюдается повышенная напряженность на рынке труда в сфере АПК. Когда начинается период уборки и других работ, нужны специалисты. Есть также связь с сезонной трудовой миграцией. На Ставрополье достаточно много людей работают вахтовым методом. Одни едут в мегаполисы, особенно в Москву, а другие - в Сибирь и на Север страны. Когда люди уезжают туда, здесь начинает увеличиваться количество вакансий. Кроме того, в летнее время интенсивным стано- вится строительная сфера, ку-да также требуется много вакансий.
Ученый подчеркивает, что отдельно необходимо рассматривать ситуацию на рынке специалистов в IT-сфере. Она связана не только с их массовым оттоком за рубеж в прошлом году, но также и с тем, что подобные сотрудники востребованы и постоянно находятся в поиске лучших предложений от работодателей.
Александр Гапич также говорит о том, что нельзя игнорировать усилия региональных властей, направленные на снижение в регионе безработицы. По его мнению, в этом направлении правительство Ставрополья смогло хорошо отладить процессы и эффективно помогать людям найти себе дело. В том числе работают программы переподготовки.
- Я также участвую в этом процессе и вижу, насколько люди действительно искренне ищут сферу деятельности по душе, идут учиться или переучиваться, а затем трудоустраиваются, зачастую с помощью государства, - поясняет Александр Гапич.
Стоит отметить, что глава региона Владимир Владимиров в мае, во время послания краевой думе, в числе первых тем упомянул ситуацию на рынке труда и безработицу. Так, по данным региональных властей, в Ставропольском крае численность официально зарегистрированных безработных с пиковых значений в январе 2021 года (83,5 тысячи человек) к декабрю 2022 года снизилась в десять раз (до 8,3 тысячи человек).
Петр Коротченко, депутат думы Ставропольского края, член Ставропольского отделения "Деловой России":
- В Ставропольском крае обострился дефицит трактористов, возникла серьезная нехватка комбайнеров, практически отсутствуют токари (работают по одному на несколько хозяйств). Недостаточно слесарей, электриков и сварщиков. Мы начинаем убирать одними из первых в стране, поэтому найти сотрудников можно, хотя и придется проявить героические усилия. В связи с этой ситуацией необходимо максимально корректно и обдуманно вести кадровую политику, не тратить силы людей на пустые проекты.