Не только государство, но и инвесторы и акционеры все больше интересуются нефинансовой отчетностью. Например, еще три года назад один из крупнейших инвестиционных фондов мира опубликовал предупреждение советам директоров компаний о привлечении к ответственности за недостаточное раскрытие нефинансовой отчетности или за неэффективные решения в этой области. Но есть и достаточное количество примеров, которые свидетельствуют о том, что принуждать корпоративный сектор не приходится. Так, Институт управления и отчетности (C&A) в 2020 году провел исследование, согласно которому более 90% компаний, включенных в индекс S&P 500, добровольно публиковали подобные отчеты. В 2021 году среди российских компаний, чьи акции находятся в первом и втором котировальных списках Московской биржи, по данным экспертов, более 80% самостоятельно опубликовали нефинансовую отчетность.
Традиционными лидерами по объемам и частоте публикаций таких данных по международным стандартам GRI (Global Reporting Initiative) являются компании нефтегазового сектора: "Газпром", НК "Роснефть", "Татнефть" и другие. При этом в России практика добровольного раскрытия информации поддерживается и развивается и в других индустриях. Регулярно публикуют корпоративные нефинансовые отчеты ТМК "Норильский никель", "Северсталь", "Сахалин Энерджи", "Сибур".
ВЭБ.РФ публикует отчетность об устойчивом развитии с 2009 года и, как отмечают его представители, продолжит делать это и в условиях непростой геополитической обстановки. Аналогичной позиции придерживаются и компании банковского сектора, в первую очередь Сбер и Московский кредитный банк, публично заявлявший свои намерения раскрывать нефинансовые показатели.
Есть примеры и в сфере потребительских товаров и торговли, учитывая близость к обществу: миллионы людей ежедневно совершают покупки в магазинах. В лидерах повестки ожидаемо оказались крупные публичные компании. В отрасли свежую отчетность пока представила только X5 Group, для которой это уже третий по счету годовой отчет об устойчивом развитии, он составлен по международным стандартам и представлен сразу на двух языках. Что отражает компания по итогам 2022-го?
Внимание сфокусировано на прогрессе в достижении поставленных экологических и социальных целей, итогах проектов, планах. Компания также учитывает свой вклад в реализацию Национальных целей развития России до 2030 года.
На примере ритейлера становится понятным, что даже в текущих условиях социальная повестка не только сохраняется, но и усиливается. В отчете, например, представлены результаты годовой работы проекта по предоставлению продпомощи "Корзина доброты". Он был запущен восемь лет назад совместно с благотворительным фондом "Банк еды "Русь" в формате food drive, и только за прошлый год удалось собрать и доставить нуждающимся россиянам более 518 тонн продуктов, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2021 году. Бесплатные продуктовые наборы волонтеры вручили почти 200 тысячам человек из 40 регионов России. В основном это многодетные семьи, пенсионеры, люди, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, беженцы.
Еще более 5,8 тысячи человек только в 2022 году получили продовольственную помощь от Х5 в рамках относительно нового направления в российском бизнесе - фудшеринга. Подобные инициативы есть сразу у нескольких торговых сетей. Их цель - "спасти" пригодные к употреблению продукты за пару дней до окончания сроков годности, направив в полезное использование. Благодаря этому удается избежать утилизации многих не купленных вовремя продуктов. Согласно данным отчета Х5, в результате реализации проекта только списания по хлебу в участвующих магазинах в среднем сократились на 25%.
Еще одно важное направление, которое в обязательном порядке должно присутствовать в нефинансовой отчетности продуктовых ритейлеров, - поддержка клиентов в стремлении вести здоровый образ жизни. Как отмечают эксперты, покупатели сохраняют тренд на заботу о здоровье, что мотивирует многие торговые сети расширять продуктовую линейку, вносить разнообразие в ассортимент продуктов для здоровья, в том числе собственных торговых марок, чтобы на прилавках появлялось больше органических и фермерских продуктов. У Х5, к примеру, доля свежих продуктов, фруктов и овощей в ассортименте составляет более 49%.
В 2021 году правительство РФ приняло "дорожную карту" по декарбонизации российской экономики. К 2060 году планируется, что наша страна достигнет полной углеродной нейтральности. Отвечают на это и компании. "Норникель" планомерно ведет работу по сокращению выбросов парниковых газов и планирует к 2028 году снизить их объем на 25%. Кроме того, компания рассматривает возможность размещения на биржах углеродно-нейтрального никеля с помощью блокчейн-технологий, что тоже будет способствовать сокращению углеродного следа. Х5 же отчиталась о том, что с момента принятия Стратегии устойчивого развития в 2019 году смогла сократить выбросы с квадратного метра торговой площади на 13,7%. Новейшие технологии используются торговыми сетями для решения не менее важной проблемы - снижения потребления электроэнергии. Эта задача, по сути, стоит сегодня перед всеми предприятиями, однако успешных кейсов пока не так много. Но в "Перекрестке", например, внедрена система "умный щит", позволяющая снизить энергопотребление на 10%. "Пятерочка" развивает систему "умный магазин", что сократило энергопотребление на 4,9%.
Вместе с тем ритейлер работает и над сокращением отходов: 92% твердых отходов от операций распределительных центров и магазинов собирается и направляется на вторичное использование. В абсолютных цифрах это значит, что только в прошлом году на переработку отправилось более 663 тысяч тонн картона, пластика, полиэтилена и других материалов. Помимо этого, ритейлер работает и с покупателями, прививая им ответственные привычки. Так, в торговых точках в прошлом году было продано более 3,76 млн многоразовых сумок-шопперов, а через специальные контейнеры в магазинах собрано 33,4 тонны батареек, которые направлены на переработку.