21.06.2023 18:28
Авто

Для агрегаторов такси прописаны штрафы: какие меры направлены на защиту пассажиров

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (9080)
Агрегаторов такси будут штрафовать за различные нарушения. Например, за передачу заказа машины водителю, у которого нет разрешения на работу в такси. Соответствующий законопроект приняла в первом чтении Госдума. Защитят ли эти поправки пассажиров такого транспорта?
Если агрегатор передаст заказ таксисту, который не имеет разрешения на такую работу, его оштрафуют. / Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что такси - один из самых аварийных видов транспорта. По данным Российского союза автостраховщиков только 12 процентов таксистов ездят безаварийно. В то же время зачастую агрегаторы не всегда следят за безопасностью перевозок пассажиров.

В результате на заказ такси через мобильное приложение может приехать совсем не тот водитель, который был указан в приложении. И этот водитель вполне может оказаться без разрешения на работу в такси.

Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Пассажиру надо ехать, а кто его повезет - какая разница. Однако, это вопрос его безопасности. Кто будет отвечать перед ним в случае, если подменный таксист попадет в аварию?

Еще в прошлом году был принят закон о такси, который вступит в силу 1 сентября этого года. В нем, в частности, прописаны и обязанности служб заказа такси. То есть тех самых агрегаторов. Но за нарушение новых требований закона пока ответственность не установлена.

Треть пассажиров в России вступала в конфликты с таксистами

Именно этот пробел и решили устранить депутаты. Они предлагают внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

А именно, дополнить КоАП новыми статьями 13.41 и14.1.4. Первая предусматривает ответственность за нарушение порядка обработки информации о заказе легкового такси. В том числе за передачу заказа лицам, не получившим разрешений на осуществление деятельности по перевозке такси. Вторая - за осуществление деятельности службой заказа такси без подачи извещения о начале этой деятельности.

В качестве санкций законопроектом предусматриваются штрафы в размере от 1 до 5 тысяч рублей для граждан, от 3 до 50 тысяч рублей - для должностных лиц и от 5 до 500 тысяч рублей для юридических лиц. Проект предполагает, что службы заказа такси понесут усиленную ответственность в случае повторной в течение года передачи заказа тому, у кого нет разрешения на работу такси.

Проектом предлагается установить, что рассматривать такие дела будут суды. А составлять протоколы - сотрудники полиции и должностные лица региональных властей, которые занимаются надзором за деятельностью по перевозке легковым такси.

Проект предусматривает штрафы от 1 до 5 тысяч рублей для граждан, от 3 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 5 до 500 тысяч рублей для юрлиц

Впрочем, как пояснил член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Александр Тетердинко, ко второму чтению законопроект придется сильно доработать. Поэтому приняли его как концепцию.

Потребуется привести формулировки проекта в соответствие с законом о такси. А также разграничить в КоАП ответственность. Отдельно - за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Отдельно - за нарушение требований, предъявляемых к перевозчику легковыми такси. И еще отдельно - за нарушение требований к деятельности служб заказа легкового такси.

Как считает руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, после принятия закона о такси логично создание правового поля для такси. Но пока принимать поправки в КоАП преждевременно. Сначала каждый субъект Федерации должен принять новые правовые акты. Создать новую систему. Без технологических условий применение таких норм невозможно. Пока не создано реестров, штрафовать можно любого водителя такси. В результате принятия таких поправок агрегаторы окажутся в ловушке. Когда регионального законодательства еще нет, а штрафы уже выписывают.

По Москве запустили первые такси-роботы. Какие впечатления у прокатившихся

Правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова считает иначе. Она усматривает в данном законопроекте лоббирование интересов агрегаторов и создание условий для безнаказанных злоупотреблений. Очень маленькие штрафы в сравнении со сверхдоходами агрегаторов. Они не мотивируют к добросовестному исполнению закона.

- Мы знаем это из опыта Роспотребнадзора, который несколько лет регулярно штрафует агрегаторов на 100 тысяч рублей за ввод потребителя в заблуждение. Однако ввод в заблуждение никуда не делся,- говорит Елена Гращенкова. - Потребителям по-прежнему показывают в приложении реквизиты "подключашек" под видом официальных перевозчиков, а в лицензионном соглашении по-прежнему присутствует пункт о якобы безответственности агрегатора перед пассажиром. Именно этот обман и является главным предметом постоянных судебных разбирательств. Не очень позитивный опыт Роспотребнадзора говорит нам прямо, что копеечные штрафы абсолютно бесполезны. Штрафы для юридических лиц должны исчисляться миллионами рублей. А в случае тяжких последствий - уголовным преследованием.

Впрочем, как изменится проект поправок ко второму чтению, пока неизвестно.

Кстати

Вчера же Совет Федерации утвердил поправки в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Согласно им таксистам придется страховать не только ОСАГО, но и свою ответственность перед пассажирами.

Обязательное страхование перевозчика предусматривает выплаты пассажиру до 2 миллионов рублей, если он получит травму при поездке. Причем выплата должна производиться независимо от того, будет ли виноват в аварии с такси сам таксист или кто-либо еще.

Согласно предварительным расчетам Всероссийского союза страховщиков, новый вид страхования обойдется в 56 копеек на каждую поездку. А стоимость полиса обязательного страхования ответственности владельца такси перед пассажирами составит около 2,5-3 тысяч рублей в год.

Впрочем, вступят в силу эти поправки только с 1 сентября 2024 года.

ПДД