- Пермь и Екатеринбург одновременно отмечают 300-летие. И около года назад мы договорились об обмене имиджевыми коллекциями, - рассказал директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин. - Конечно, мы не могли воспроизвести экспозицию Пермской галереи в таком же масштабе - эмоциональном и эстетическом, в том же объеме и величии, но постарались акцентировать внимание на деятельности музейщиков, хранителей и реставраторов. Поэтому проект и назван "Спасенные боги".
Боги и ангелы, возвращенные к жизни людьми, действительно поражают - тонкостью работы мастеров XVIII века, выразительностью поз, чертами лиц, взглядом, который невольно стараешься поймать в полутьме зала. Они - живые, и это главное отличие от традиционных иконописных изображений. Дело в том, что еще в 1722 году Синод строжайше запретил объемное (трехмерное) изображение Иисуса, разрешалось лишь иконическое "плоское". И только дважды сделали исключение: для саркофага со святыми мощами в Киево-Печерской лавре и деревенских церквей и часовен легендарной Пармы, поскольку традиция резать из дерева священные образы укоренилась в тех краях много веков назад.
Конечно, с пережитками язычества в виде неканонических произведений боролись: в XIX веке церковное начальство, в начале двадцатого - новая власть. Но, к счастью, были и те, кто спасал и сохранял, рискуя порой собственной жизнью. В отчаянные богоборческие 20-е годы ученые и музейщики под руководством Николая Серебренникова вывозили скульптуры из глухих деревень - по лесам, на телегах или санях. Так за три года Серебренников сформировал основу пермского собрания - 396 предметов. Лукавили, организуя первые выставки под эгидой антирелигиозной пропаганды. Заручились поддержкой Луначарского: "Пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной", - писал нарком. Потом реставраторы боролись за сохранность хрупких фигур из липы, березы и ели, залечивая "монтажные трещины на шее" или "скол древесины на концах оперения крыльев", - ювелирной работе реставраторов посвящена отдельная витрина.
- За последнее десятилетие это самая крупная выездная выставка пермской деревянной скульптуры, - подчеркивает Ксения Зубакина, хранитель коллекции. - Нам важно, чтобы у зрителя сложилось понимание, что же это за культурно-исторический феномен.
В залах представлено пять вариантов композиции "Христос в темнице" - самого популярного у мастеров сюжета, несколько распятий, ангельские страстные чины, прославляющие крестную жертву Спасителя. А две фигуры Николая Чудотворца - древнейшие образцы пермской храмовой скульптуры, им более трехсот лет.
В музее наивного искусства открылась выставка "Люди должны быть разными" из коллекции московского музея-заповедника "Царицыно". "Мы ее бережем и очень редко показываем", - уверяет его гендиректор Елизавета Фокина. Картины и деревянные скульптуры созданы в Советском Союзе, потому рядом с именами авторов значатся Литовская, Украинская, Белорусская ССР. Наивность как синоним искренности: вожди и поэты на полотнах самодеятельных художников выглядят как близкие родственники, незатейливые пейзажи прекрасны, радость и скорбь неподдельны. А знаменитые "Явление Христа народу", "Утро стрелецкой казни" и "Последний день Помпеи" с легкой руки Алексея Пичугина предстали вырезанными из дерева и украшенными барельефами. Наверное, Иванов, Суриков и Брюллов удивились бы, но оценили народную любовь.