За развитием семейной молочной фермы в небольшой деревушке близ Новоуткинска мы следим уже несколько лет. Видим, как развивается, растет хозяйство. Благодаря полученным грантам построены новые коровники, появилась новая техника, стадо обновляется племенными животными. Надои выросли до четырех тонн: некоторые буренки дают до 50 литров молока в сутки. Но нынешняя ситуация поставила фермера на грань банкротства: за месяц закупочная цена литра молока упала на червонец - до 26 рублей, фактически до уровня себестоимости.
- И это не самое низкое предложение. Другие молокозаводы согласны закупать только по 24 рубля. Так что выбора нет, - разводит руками Овсепян.
Волна молочного демпинга накрыла уральских фермеров и крупные холдинги в мае нынешнего года. Хотя в Центральной России, в Поволжье ее ощутили еще в конце зимы, когда молзаводы начали жестко снижать цены закупа сырья. В некоторых областях они достигли критического уровня - 18 рублей за литр.
Главный довод переработчиков - в стране перепроизводство сырого молока: такого количества рынок не требует, товар залеживается на полках магазинов. По данным гендиректора Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") Артема Белова, потребление в прошлом году снизилось на 200-250 тысяч тонн, а производство выросло примерно на 800 тысяч тонн. В результате запасы в виде "долгоиграющих" продуктов составили 1,4 миллиона тонн.
- В 2022 году ситуация на рынке была стабилизирована во многом благодаря сокращению импорта на 8 процентов. В частности, обнулился импорт из Аргентины, Уругвая, до минимума сошли поставки из Новой Зеландии, - поясняет эксперт.
Другие страны уходить с российского рынка не собираются, а отечественные аграрии продолжают наращивать производство: только за два первых месяца этого года - более чем на пять процентов. Сыграли роль позитивные изменения прошлых лет: субсидирование, обновление племенного фонда, строительство современных животноводческих комплексов. Как резюмирует гендиректор уральской компании "Агро-Актив" Илья Бондарев, генетика коров "разогрела" рынок, селекция привела к тому, что коровы дают все больше молока. Но остановить это развитие - значит откинуть на десятилетия назад отечественное молочное животноводство.
Тем более что конечная цель - увеличение потребления полезных продуктов населением страны - так и не достигнута. Наоборот, в последний год показатели снижаются. Ежедневный стакан молока скоро может стать роскошью. Чтобы выйти из ситуации, необходимо не тормозить процесс, а искать другие рыночные механизмы, уверены эксперты.
- Перепроизводства на самом деле нет. И молоко, и творог востребованы покупателями. Но вы видели цены? В магазинах литр молока в три раза дороже, чем мы продаем заводам. И даже когда закупочные цены упали, считай, на треть, стоимость для покупателей осталась той же. Ни один переработчик не снизил цену на товар, только отдельные акции в рекламных целях проводят. Но если бы стоимость была ниже, и покупатель, и производитель от этого только выиграли бы. За счет увеличения объемов продаж рынок бы выровнялся, - уверен директор СХПК "Битимский" Михаил Мальцев.
На его предприятии с начала года нарастили производство молока на 128 процентов, о чем сейчас жалеют. Главное, что тревожит, - непонятны перспективы: нужно только переждать или готовиться к худшим временам?
На одном из самых современных на Урале молочных комплексов в селе Сажино, где содержатся 1800 коров, сейчас экстренно корректируют программу развития. Серьезных перерабатывающих мощностей в Артинском районе Свердловской области нет, поэтому большую часть сырья везут в соседние регионы - Челябинскую область и Пермский край. Казалось бы, вот и возможности для сбыта: есть регионы, дефицитные по молоку. Однако с начала лета все молокозаводы, в том числе и в соседних субъектах РФ, разом снизили закупочные цены.
- Традиционно в весенне-летний период коровы дают больше молока, и перерабатывающие предприятия стараются сыграть на этом, снижая закупочную стоимость. Но, чтобы вот так - хором и обвально, до сих пор не было. Работаем без маржи, а впереди - важный период заготовки кормов, когда расходы высоки. Остается снижать либо себестоимость, либо продуктивность животных. И мы уже отказались от вложений в программы увеличения надоев, - рассказал "РГ" руководитель хозяйства Ильнар Насыбулин.
- Обнадеживает, что ФАС уже разбирается в ситуации. Версия картельного сговора не такая уж фантастическая. В восстановлении паритета должны участвовать все участники рынка, от производителей молока до ретейла, ну и, конечно, надзорные органы, - уверен Александр Попков, руководитель народного предприятия "Искра".
Когда в этом хозяйстве, что в селе Коменки, сделали ставку на молочное животноводство, решили организовать и переработку, открыли сырный заводик. На производство сыров уходит до 200 тонн молока в месяц. Но общий надой стада намного выше - достигает 1400 тонн, и без партнеров-переработчиков аграриям не обойтись.
Если агрохолдинги экстренно разрабатывают планы экономии и снижают инвестиции, то фермеры в отчаянии обращаются в минсельхоз с просьбой о помощи. Существующая система грантов и субсидий в нынешнюю ситуацию уже не вписывается: они выдаются на развитие, и обязательным условием является как раз повышение производительности. Не выполнишь его - и деньги придется вернуть. Господдержка в виде региональных доплат за сдаваемое молоко представляется мизерной: на Среднем Урале она составляет три рубля за литр и не менялась уже не менее пяти лет. Прибавить было бы неплохо, хотя лишний рубль кардинально картину не изменит.
Депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер вспомнил о программе "Школьное молоко", когда-то действовавшей в регионе: за счет бюджета учеников обеспечивали бесплатным натуральным продуктом. И ребятишкам польза, и аграриям поддержка. По предварительным подсчетам, ее возобновление обошлось бы казне в полмиллиарда рублей в год. Но пока идею не одобрили, хотя на уровне страны тоже возникают подобные инициативы. К примеру, "Союзмолоко" предлагает поставлять йогурты в школу. Еще одно решение - наращивание экспорта молочной продукции в дружественные страны. Пока самым востребованным за рубежом оказалось наше мороженое, которое охотно закупает Китай.
Все эксперты сходятся в одном: проблему нужно решать экстренно. Если переломить ситуацию с профицитом молока не удастся, в первую очередь пострадают мелкие хозяйства, у которых себестоимость выше, чем у крупных холдингов.