- Последовательно продлеваемый в 2022-2023 годах мораторий на проверки распространен и на другие контрольно-надзорные мероприятия, - констатирует Титов, подкрепляя "теорию" индексом, выведенным на основании данных девяти ведомств.
На долю этого пула, куда входят Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, Росздравнадзор, Ространснадзор, а также ФНС России, приходится основная масса проверок. Однако фискальные органы, делают вывод в аппарате бизнес-омбудсмена, стали чаще использовать "мягкие" формы реагирования, например, предупреждения, доля которых в общей массе за год выросла с 22,49 до 41,7 процента. От карательных мер контролеры переходят к профилактическим - их "вес" увеличился с 43,85 до 68,4 процента.
Хотя общий размер административных штрафов в сфере экономики, по данным Росстата, в 2022 году все-таки увеличился - на 23,6 миллиарда рублей, достигнув без малого 54 миллиардов. Причиной стал резкий рост санкций по трем статьям КоАП: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, незаконное перемещение через таможенную границу, заключение ограничивающего конкуренцию соглашения. В то же время штрафы по остальным статьям, наоборот, снизились - на 12 миллиардов.
Впрочем, "средние по палате" цифры серьезно разнятся в конкретных регионах. И территории Большого Урала занимают в этом рейтинге далеко не верхние строчки. Но все же несколько субъектов УрФО попали в топ-30 территорий с наиболее благоприятным, мягким административным климатом: 14-е место заняла Югра, 17-е - Тюменская область, 24-е - Челябинская. Ближе к середине списка расположились Курганская (36 место) и Свердловская (44) области, а также ЯНАО (48).
При этом положительный тренд в сравнении с 2021 годом продемонстрировали не все уральские субъекты. Улучшили результаты Югра, поднявшаяся на 12 позиций, Тюменская область (на 24) и Ямал (на 20). И напротив, на 14 строчек опустилась вниз Челябинская область, на 20 - Свердловская и на 29 - Курганская.
Между тем в аппарате уполномоченного учитывают и длительный горизонт наблюдений - пятилетний, который, по мнению экспертов, имеет более реалистичные контуры, поскольку меньше зависим от текущих, сиюминутных погрешностей. Эта "стайерская" дистанция получила отдельный список лидеров, которые показывают высокий средний балл из года в год. В нем Урал представляют Челябинская область, занимающая в топе-20 восьмую строчку, и Курганская, находящаяся на 17-й позиции.
- Несмотря на колебания индекса в разное время, в этих регионах уделяется системное интенсивное внимание вопросам снижения контрольно-надзорного давления, - отмечает Борис Титов.
При этом сами предприниматели говорят, что ощущают рост административной нагрузки "за рамками" контрольно-надзорной деятельности.
- Это происходит, во-первых, из-за усиления налогового контроля. Например, Южный Урал находится в числе лидеров по доначислениям со стороны ФНС: за январь-сентябрь 2022 года их размер вырос в два раза, достигнув 10,6 миллиарда рублей. Во-вторых, негативную лепту вносит подмена контрольно-надзорной деятельности мероприятиями правоохранительных органов. В-третьих, расширение сферы действия государственных автоматизированных систем контроля, которые зачастую дублируют друг друга, также воспринимается бизнесом как увеличение давления, - подчеркивает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.
Михаил Мишустин, председатель правительства РФ:
- В прошлом году был введен мораторий на проверки. Они проводились в исключительных случаях при угрозе жизни и здоровью людей и лишь в отношении ограниченного круга предприятий. В итоге число таких мероприятий снизилось до исторического минимума - менее 340 тысяч, из них в отношении МСП - лишь треть.