Как следует из текста решения суда, эта запутанная история началась в марте 2020 года, когда композитор мюзикла Антон Танонов обратился в "Национальное музыкальное издательство" с просьбой предоставить лицензию на использование в спектакле песни "Звезда по имени Солнце". Изучив сценарий, правообладатели Танонову отказали. "Александр Цой и музыканты "Кино" категорически против данного использования", - такой ответ получил композитор на свой запрос.
Тем не менее в постановке песня звучала пять раз.
"Использование подобной музыки было одним из условий получения лицензии на постановку спектакля, которые продюсерам озвучил Борис Акунин", - сказано в решении суда со ссылкой на интервью создателей мюзикла.
Также в документе отмечается, что еще на этапе постановки стало ясно: драматургия в произведении сложная, по сценарию многих героев убивают, судьбы других персонажей оказываются сломанными.
"В связи с чем творческой командой было принято решение использовать произведение группы "Кино" "Звезда по имени Солнце" как комический пародийный номер. Цель была достигнута. Эпизоды облегчили сюжет, добавив в него юмора, пародийности, сняли общее напряжение", - говорится в материалах дела.
И здесь есть важный нюанс. Если для воспроизведения песни в спектакле обязательно нужно согласие правообладателя, то когда композицию пародируют, оно не требуется. Именно поэтому, кстати, во время игр КВН или стендап-шоу звучат музыкальные пародии.
Создатели мюзикла, получив иск, заявили, что использовали песню Цоя именно с целью пародии. Судебная экспертиза подтвердила - номера, где звучал трек, действительно были пародийными, однако сам музыкальный фон значительным образом не трансформировался. Поэтому Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти пришел к выводу, что пункт законодательства о пародиях в этой истории не применим.
За использование песни в мюзикле правообладатель потребовал 1,4 миллиона рублей. Суд с этим согласился.
Во время процесса создатели и прокатчики мюзикла подали встречный иск - потребовали от "Национального музыкального издательства" 8 миллионов 381 тысячу рублей. На судебном заседании представители "Алмазной колесницы" заявили, что спустя один сезон после премьеры продажи билетов на мюзикл упали в 2,2 раза. Недополученную прибыль создатели спектакля оценили более чем в 33 миллиона рублей и предположили, что скромные продажи билетов могут быть связаны со скандалом на фоне авторских прав на песню группы "Кино". Но суд в удовлетворении иска создателям шоу отказал, сославшись на то, что ущерб не доказан.