Западные автозапчасти заменяем аналогами
Минпромторг задолго до введения санкций проводил работу по локализации производств автомобилей в России, чтобы ключевые агрегаты выпускали внутри страны и наши предприятия владели технологиями. Наработки помогли в современной ситуации. После ухода западных автомобильных брендов из России пришлось провести ревизию и выявить автокомпоненты, которые поставлялись из-за рубежа. По словам Мантурова, таких критически важных автокомпонентов и материалов идентифицировали 800. По 250 из них уже нашли решения. "Удалось заместить электронные блоки управления, частично заменены датчики, разъемы жгутовой продукции и сама эта продукция. Запускается локальное производство ABS в Костроме, ведется работа по ESP", - пояснил вице-премьер. А те компоненты, производство которых внутри страны только прорабатывается, будут поставлять как минимум из двух дружественных стран.
Выпускаем свои электрокары и аккумуляторы
Это направление пока находится на этапе становления, но уже есть свои проекты. В 2022 году запустили производство электромобилей Evolute в Липецкой области и на "Москвиче". А в этом году к ним присоединилась компания "Электромобили Мануфэкчуринг Рус" с электрогрузомобилями на базе УАЗ Профи. Ждем также запуск производства электромобилей на мощностях заводов "Автотор", "Соллерс" и АвтоВАЗ. Продолжается работа над запуском проектов E-Neva и "Атом". "Ориентируясь на планы, озвученные российскими производителями электромобилей, можно с осторожностью предположить, что к 2035 году доля электромобилей на российском рынке может достигнуть 25%", - говорит Денис Мантуров.
Литий-ионные батареи пока производим в основном как продукцию специального назначения. Но есть и батареи для гражданского сектора. Сейчас идет большая работа по увеличению выпуска гражданских литий-ионных аккумуляторных батарей на своих ячейках, говорит Мантуров. В ближайшее время планируется подписать специальный инвестконтракт с "Росатомом" на создание гигафабрики в Калининградской области. Она сможет обеспечить литий-ионными батареями до 50 тыс. электромобилей. Есть уже у нас и пять производителей быстрых зарядных станций.
Полетим на отечественных самолетах
Авиастроение - еще одна важнейшая сфера. Сейчас в России разрабатывают новый самолет МС-21, процесс идет полным ходом, говорит вице-премьер. Уже сертифицировано российское крыло и отечественный двигатель. Далее - бортовые системы. Монтаж российских комплектующих на опытные образцы самолетов начнется до конца года. Параллельно самолет готовят к стендовым испытаниям. В итоге "на уровне систем, агрегатов и технологий самолет будет полностью отечественным", - подчеркивает Денис Мантуров.
Испытания самолета МС-21При этом внутри этих агрегатов возможно использование небольшого количества каких-то неспецифичных комплектующих общего назначения из дружественных стран, добавляет он. Это нормальная практика, которая ускоряет и удешевляет производство. "Главное - обеспечить наш технологический суверенитет по критическим деталям и технологиям, и это будет сделано", заверил вице-премьер.