В четверг 22 июня глава правительства в столице Татарстана посетил Казанский авиационный завод. На базе предприятия прошло совещание по проектам гражданского авиастроения. Сейчас в них вкладываются значительные ресурсы, чтобы ускоренными темпами поднять в российское небо достаточное количество собственных самолетов и уйти от импортозависимости, в том числе в деталях и узлах.
Перед Казанью стоит задача значительно нарастить производство пассажирских среднемагистральных Ту‑214. Сейчас он серийно выпускается в специальных версиях для государственных заказчиков. Новый такой лайнер в ливрее специального летного отряда "Россия" премьер-министру продемонстрировали в одном из ангаров завода. Но уже в следующие два года 11 самолетов должны поступить в парк "Аэрофлота", а всего авиакомпания, как предполагается, пока что получит 40 машин до 2030 года.
В условиях санкционного давления на страну правительство стало уделять авиапрому особенно повышенное внимание. "Необходимо снизить зависимость от зарубежных материалов, комплектующих и наладить выпуск отечественных машин, расширить их линейку, тем более что спрос на них огромный", - подчеркнул Михаил Мишустин.
Результаты этой работы уже появляются. В прошлом году сертифицировали новый МС‑21 с российским двигателем ПД‑14 и композитным крылом. Успешно проведены аэродинамические испытания опытных образцов регионального Ил‑114 и многоцелевого самолета "Байкал". Проходят испытания обновленного "Сухой Суперджет", который будут оснащать отечественными двигателями ПД‑8.
Отдельную государственную программу кабинет министров запустил для поддержки производств. В этом году ее профинансируют на 40,5 миллиарда и примерно столько же средств будет направлено в 2024 году. "Эти средства в том числе на модернизацию производств и инженерных центров, на создание перспективных двигателей и другие важные проекты", - напомнил председатель правительства.
Субсидии от государства получают научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям авиастроения. "В трехлетнем бюджете заложили на такие цели более 90 миллиардов рублей. Из них на этот год - около 37 миллиардов", - рассказал Мишустин.
В результате от российских авиационных заводов, специализирующихся на производстве гражданских самолетов, к 2030 году ждут более 1000 новых отечественных воздушных судов. Казанскому предприятию в этом плане отводится своя роль - к 2025 году выйти на выпуск ежегодно 10 Ту‑214, а затем увеличить до 20.
Уже сегодня Ту-214 на 87% состоит из отечественных комплектующих. "До конца 2024 года будет произведено полное импортозамещение на отечественные комплектующие и материалы", - пообещал управляющий директор компании "Туполев" Вадим Королев. Подтвержденная потребность в таких воздушных судах - до 150 единиц на период до 2032 года. На 20 лайнеров есть твердые контракты, на 67 самолетов подписаны соглашения о намерениях, на 61 имеются заявки от потенциальных заказчиков.
Однако новая задача по расширению производства до 20 самолетов в год требует серьезного развития предприятий, работающих в проекте, заявил Королев. Чтобы выйти на этот показатель к 2027 году, завод подготовил план мероприятий по расширению и модернизации. Его вторая очередь оценивается в 83,6 миллиарда рублей. В частности, 13 миллиардов необходимы для приобретения 141 единицы современного механообрабатывающего и другого оборудования, 4 миллиарда - для изготовления современных автоматизированных технологических линий в цехах агрегатной и окончательной сборки, 22,7 миллиарда - на строительство и реконструкцию около 100 тысяч квадратных метров производственных площадей. Комплекс мер также предусматривает создание системы послепродажного обслуживания самолетов, обучение летного состава, прием на работу более двух тысяч основных производственных рабочих. На начало совещания эта часть плана финансированием обеспечена не была.
Михаил Мишустин поинтересовался гарантиями того, будут ли все эти планы реализованы, если правительство обеспечит финансирование. Получив утвердительный ответ, он рассказал, что накануне по согласованию с президентом принято решение о выделении на проект 41,8 миллиарда рублей из Фонда национального благосостояния. По его словам, это решение позволит уже сегодня в самом ускоренном темпе заниматься технологическим оснащением производств.
Оставшиеся средства (около 42 миллиардов рублей), по словам премьера, могут быть получены через облигационные займы госкорпорации "Ростех". Их можно выпускать на срок до 15 лет с купонным доходом примерно 1,5% годовых. "И ждем от вас 20 лайнеров ежегодно", - заключил глава кабинета министров.