Как отмечают в РЭО, также компания, которая занимается сортировкой, сама продает отобранные вторичные ресурсы, а остатки отдают региональному оператору для транспортирования на полигон. "Эта схема не очень хорошо укладывается в гражданское законодательство, в силу которого все отходы - и "вершки", и "корешки" - должны принадлежать одной организации, либо владельцу сортировки, либо региональному оператору", - поясняет заместитель гендиректора РЭО Алексей Макрушин на заседании Совета Торгово-промышленной палаты.
Исполнительный директор ассоциации "Чистая страна" Руслан Губайдуллин подтвердил "РГ", что проблема существует. "В качестве ее решения можно предложить устанавливать контейнерные площадки с ограниченным доступом третьих лиц", - резюмировал он.
В компании "РТ-Инвест" ( входит в Госкорпорацию Ростех), которая заниматься переработкой отходов, в целом поддержали инициативу Российского экологического оператора.
"Однозначное определение права на отходы на всех этапах обращения - от сбора, вывоза до переработки и захоронения остаточных фракций - является крайне важным, в том числе, для привлечения инвестиций в отрасль и урегулирования спорных вопросов со всеми участниками рынка", - рассказали в пресс-службе компании "РГ".
Исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла "Ресурс" Валерия Гулимова, также считает, что законодательный пробел в части определения прав собственности на твердые коммунальные отходы (ТКО) и содержащиеся в них полезные компоненты действительно есть.
"В составе нашей Ассоциации представлены компании, осуществляющие деятельность на разных этапах обращения с отходами - от сбора до захоронения. Причем не только с ТКО, но и с отдельными видами отходов. Мы проводили обсуждение этой темы и оценивали ситуацию в сравнении (Ассоциация работает почти в 70 регионах РФ). Вопрос однозначно есть, хотя сказать, что судебная практика массовая, пока было бы преувеличением. В ряде случаем участники отрасли не могут на основании ныне действующей нормативной базы подтвердить или опровергнуть факт принадлежности отходов. Мы проводили мониторинг судебных решений, суды также занимают различную позицию", - рассказала Гулимова.
Она также отметила, что тут речь идет не столько борьбе за доходы от продажи вторичных ресурсов, а о расходах, связанных с платежами за негативное воздействие на окружающую среду.
"То есть уже имеются примеры. когда право собственности стремятся по суду передать другой организации. Информация, представленная членскими организациями, подтверждает необходимость разобраться в пробелах регулирования", - добавила она.