27.06.2023 22:34
Культура

Петр Востоков исполнил неизвестную и редкую музыку Дмитрия Шостаковича и Александра Цфасмана в Доме музыки

Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Столичный выпуск: №139 (9084)
Это действительно детективная история: сотрудники радио "Орфей" изучали архивы и обнаружили в них никогда не исполнявшиеся неизвестные джазовые партитуры Дмитрия Шостаковича, Александра Цфасмана, Александра Варламова, некоторые - еще довоенной поры 30-х годов. Конечно, им помогло и то, что "Орфей" находится в Москве, в Доме Радио, по адресу Пятницкая, 25. Со времен СССР здесь располагались все главные радиостанции страны. Потом одни закрылись, другие - переехали, а архивы остались. Но, готовясь к 100-летию советского джаза, специалисты "Орфея" эту "спрятавшуюся музыку" нашли, причем в "авторских вариантах" самих композиторов…
Петр Востоков: Меня привлекает многообразие стилей и возможностей джазового оркестра. / Из архива Петра Востокова
Читать на сайте RG.RU

В Московском Международном доме музыки 27 июня состоялась долгожданная премьера "Джаз с русской душой", в исполнении Большого джазового оркестра Петра Востокова.

Об этом обозревателю "РГ" рассказал руководитель и дирижер Оркестра, популярный джазовый трубач Петр Востоков.

Ваша премьера проходит, когда Конкурс имени Чайковского - в самом разгаре. Это не случайное совпадение?

Петр Востоков: Мы всегда рады любому зрителю, особенно тем, кто готов к новым открытиям для себя. И в этом проекте представляем совершенно разнообразную музыку. Как подлинно джазовую, так и ту, которую эти выдающиеся композиторы обычно писали для ансамблей академической музыки.Ведь на радио "Орфей" нам предложили к исследованию увесистую пачку нот, найденную в подвалах фонда радио. В этот раз мы остановились на неизвестных до нынешнего дня произведениях великих Цфасмана, Людвиковского, Варламова, Капустина и других легенд советского джаза.

Игорь Бутман и американец Эдди Гомез выступили на открытии Второго Московского джазового фестиваля

И, конечно нам очень повезло, что Дмитрий Шостакович и его менее именитый коллега Леонид Половинкин, как оказалось, написали музыку и для нас! Ведь в 30-е годы эти ребята пытались создать действительно что-то оригинальное, обращаясь для этого и к составу джазового оркестра.

Вы получили классическое образование, а потом увлеклись джазом. Оттого, что у джазовых оркестров больше свободы и импровизации, не допустимых, например, в симфониях?

Петр Востоков: Да, свое истинное образование я получил в аудиториях Московской средней специальной школы им. Гнесиных и всегда предполагал связать свою судьбу как раз с классической музыкой. Но в 16 лет посетил репетицию джазового оркестра и больше не мог отказаться от желания возвращаться туда снова и снова. В итоге и создал свой собственный Большой джазовый оркестр.

А что касается свободы, то любой оркестр, невзирая на стилистику и общее направление музыки, всегда является результатом следования жесточайшей дисциплины и воли человека, стоящего перед ним, то есть дирижера. Так что разговоры о свободе здесь - это в какой-то степени миф.

Теперь вы можете злоупотреблять ролью начальника. Например, не брать в репертуар произведения, где нет соло на трубе, в которых можете выгоднее показать свой дар. Пользуетесь?

Петр Востоков: Оркестр создавался нами, чтобы воплощать конкретные художественные задачи. Я не собирался использовать его для своего личного продвижения, в том числе как солиста. Но на практике мне этого избежать все-таки не удалось. И я как лидер, должен соответствовать этакому образу "супер-героя с трубой", стоящему впереди большой группы выдающихся музыкантов. Слышали когда-нибудь о Гарри Джеймсе или Эдди Рознере?

Свои оркестры есть у Игоря Бутмана и у так же влюбленного в джаз Сергея Мазаева. В каких дисциплинах вы хотели бы с сразиться с ними и имеете шанс победить: в количестве хитов, лучше начищенной меди инструментов или например, в матче по футболу?

Петр Востоков: Все они занимаются разными сторонами нашего искусства. Игорь Бутман, например, всегда делал ставку на молодых солистов, которым есть, что сказать в сфере импровизационного джаза. А меня больше привлекает все многообразие стилей и возможностей джазового оркестра. А еще - правильность и естественность его звучания.

Но в любом случае, музыка - это не спорт. А чем бы мне хотелось особенно гордиться? Тем, что у нас совершенно потрясающая публика, которая приходит именно на нас.

Всем известен совет Луиса Армстронга о том, как играть на трубе: "Закрой глаза и дуй". Он вам тоже помогает или у вас другой?

Петр Востоков: Труба - один из сложнейших инструментов, который можно себе представить. И мы на эту тему шутим анекдотом другого великого трубача - Диззи Гиллеспи. Тот говорил: "В один день ты встаешь, берешь трубу в руки и у тебя все получаются - значит, ты победил трубу. На другой день ты встаешь, берешь инструмент в руки и у тебя ничего не получается, значит - труба победила тебя. И так продолжается день за днем всю твою жизнь. А в конце ты умираешь. И значит, труба победила тебя".

Есть ли преимущества от игры на трубе? Развивает легкие? Жена не разрешает чистить картошку, чтобы берегли пальцы? Или девушки не опаздывали к вам зимой на свидание, чтобы вы не застудили горло?

Петр Востоков: Все свое детство я в летние месяцы провел в крымских пионерских лагерях, давая сигналы в 7:30 и в 22.00. Поэтому о привилегиях для трубачей, в том числе и с девушками, я знаю не понаслышке (улыбается).

Но вообще, главное не музыкальное преимущество этого инструмента - это здоровье, которые дают занятия на трубе. Несколько раз в жизни меня это даже спасало. А игра на трубе закаляет получше любого хоккея!

Grammy объявила о трех новых номинациях премии
Джаз