Ведущие рестораторы, шефы, отельеры, сомелье, эксперты и гурманы выбрали 50 лучших объектов гастрономического туризма в нашей стране. В первую пятерку вошли: Центр винного туризма Абрау-Дюрсо в Новороссийске, Музей истории со вкусом "Коломенская пастила", крупнейший арт-парк Европы Никола-Ленивец в Калужской области, горный курорт в Сочи "Красная поляна" и экопарк в Тульской области "Ясно поле".
Создатели рейтинга отмечают, что в топ-50 попали не только "крупные, успешные и знаменитые", но и "небольшие и начинающие". Да и сама цифра "50" дает представление о том, как меняется ситуация в этой сфере в последние несколько лет, если учитывать разницу между узкоспециализированным направлением в области гостеприимства и просто питанием вне дома. На гастротуризм как возможность познакомиться с историей, культурой, кулинарными традициями и уникальными продуктами в конкретной местности приходится всего 2% от всей отрасли. Еще несколько лет назад даже смысл этого слова был не сразу понятен среднестатистическому отечественному туристу. А сегодня о нем знают или по крайней мере что-то слышали больше 90%.
Аналитики сервиса бронирования отелей Check in провели опрос среди 800 человек - по 100 из каждого федерального округа России, чтобы узнать, насколько интересен этот вид туризма, а также какие кухни и блюда предпочитают в разных регионах страны. Более 70% опрошенных признались, что на отдыхе "готовы к авантюрам в еде" и согласны пробовать даже самые необычные блюда. Выяснилось также, что 33% специально готовятся к путешествиям, отмечая, какие из локальных блюд они хотели бы заказать, а 55% действуют спонтанно и при случае обязательно пробуют что-то местное.
Что же является главной гастрономической целью наших туристов? Большинство - 79% - хотят продегустировать местные или национальные блюда. 41% заинтересован в посещении виноделен или пивоварен, 36% хотят посетить конкретный ресторан. Кроме того, людей привлекает изучение культуры и истории кулинарных традиций (35%), посещение производства продуктов, например сыров или мясных деликатесов (29%), ловля рыбы или морепродуктов с их дегустацией (23%), участие в кулинарных мастер-классах и самостоятельное приготовление местных блюд (18%), охота (2%).
Интересным оказался ответ на вопрос, какую кухню предпочитают туристы, когда есть возможность выбрать. Первое место в общем рейтинге заняла русская кухня - ее выбрали бы 34%. На втором месте - кавказская (29%), на третьем - азиатская (17%) и лишь на четвертом итальянская (16%). Однако если брать федеральные округа по отдельности, места перераспределяются следующим образом: в Северо-Кавказском ФО лидирует кавказская кухня (62%), а у русской кухни - 20%. Самой популярной кавказская кухня оказалась и в Южном ФО (39%). А в Дальневосточном федеральном округе первую строчку заняла азиатская кухня (37%), русская же вышла на второе место с 35%. Что касается итальянской кухни, ее больше всего любят в Северо-Западном федеральном округе - она заняла второе место (25%) после русской (36%).
Организаторы опроса также спросили местных жителей, чем можно завлечь в их регионы путешественников, которые интересуются гастрономическим туризмом. В ответах прозвучало три сотни вариантов еды. Это были продукты, такие как трепанги, барабулька, сосьвинская селедка, соль-илецкие арбузы. Назывались конкретные блюда, например трехслойные блины, заливная щука, крапивный суп. Кроме того, люди вспоминали о таких мероприятиях, как конкурс "Минусинский помидор", масленичные блины с лопаты и др.
Лидеры по количеству упоминаний
- Пельмени - 5,4%
- Корюшка - 3,6%
- Рыба - 3,4%
- Борщ - 2,4%
- Морепродукты - 2,1%
- Уха - 2,0%
- Буузы/Позы - 2,0%
- Шашлык - 1,9%
- Блины - 1,5%
- Пироги - 1,2%
- Оленина - 1,0%
- Омуль - 1,0%
- Окрошка - 1,0%
- Чак-чак - 1,0%