По словам руководителя группы компаний CPO Group, эксперта ОПОРЫ РОССИИ по вопросам поддержки бизнеса Анны Коняевой, специальные административные районы (САР) появились в России еще в 2018 году на островах Русский и Октябрьский. Целью создания САРов являлась деофшоризация зарубежных холдингов, которыми владеют граждане России.
"За последний год тема с САРами вновь стала актуальной, ведь этот инструмент позволяет российскому бизнесу в условиях ужесточения западных санкций уберечь свои активы и избежать преследования в зарубежных юрисдикциях", - отметила она.
Вместе с тем, поясняет эксперт, за прошедшие пять лет бизнес отметил ряд проблем, которые препятствовали переезду в САРы. Дело в том, что редомициляция (частный случай релокации бизнеса) представляет собой сложную процедуру с большим количеством налоговых и корпоративных тонкостей.
Помимо этого, при переезде многие компании сталкиваются с проблемами при получении статуса Международной холдинговой компании, а именно этот статус дает наибольшее количество льгот. В 2022 году после введения недружественными странами санкций, бизнес столкнулся с новыми проблемами: редомициляция стала невозможна просто потому, что сервис-провайдеры отказываются подписывать необходимые корпоративные документы.
"Перед российским бизнесом образовалась дилемма: с одной стороны, возникла острая необходимость возвращения бизнеса на территорию РФ, с другой стороны, юридически сделать это оказалось невозможным. Поэтому предложение о возможности инкорпорации в САРах бизнес ждал уже давно", - полагает Коняева.
Важность упрощения процедуры "переезда" бизнеса в российскую юрисдикцию в случае, блокировки трансфера зарубежными юрисдикциями ранее отмечал президент России Владимир Путин. Глава государства уточнил, сделать это необходимо до декабря 2023 года.
"Прошу правительство в контакте с деловым сообществом ускорить возвращение активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, в том числе упростить процедуру перехода бизнеса в Россию и регистрацию в специальных административных районах в тех случаях, когда такой переезд, образно говоря, блокируется зарубежной стороной, либо вовсе не предусмотрен в их законодательстве", - сказал Путин.
В апреле группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, который позволит запускать предприятия в форме международных компаний в САР. Механизм назван процедурой инкорпорации и он будет действовать при условии передачи резидентам САР активов иностранных учредителей.
"В условиях сегодняшних реалий важно, чтобы деньги работали в стране. Необходимо сделать все возможное, для обеспечения выгодных условий, прежде всего для таких иностранных компаний", - рассказал один из авторов инициативы, председатель комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин.
В проекте закона говорится, что учредителем создаваемого в САР предприятия сможет стать иностранная организация, которая имела на 1 марта 2022 года торгующиеся на биржах акции и для которой редомициляция в САР "не предусмотрена или запрещена личным законом".
После инкорпорации учредители международной компании должны в течение года с дня ее регистрации передать хозяйственному обществу активы балансовой стоимостью не менее 800 млн рублей, объяснила Коняева.
Законопроект предусматривает и ряд иных положений, которые направлены на введение инструментов, присущих большинству офшорных юрисдикций.
"По сути, законодатель пытается создать универсальный механизм, позволяющий российскому бизнесу осуществить переезд из любых юрисдикций. Такая мера позволит не зависеть от западных сервис-провайдеров и активнее способствовать деофшоризации", - заключила эксперт.
Согласно оценке директора ИНП РАН Александра Широва, общее количество зарегистрированных в иностранных офшорах организаций, конечными контролирующими лицами которых выступают россияне, составляет десятки тысяч, рассказал бизнес-посол "Деловой России" в Кувейте Алексей Мостовщиков.
Если смотреть на статистику переездов за последние годы, то в 2022 году в САР зарегистрировались 34 фирмы, в 2021-м - всего 27.
"Полагаю, даже существенное упрощение процедуры переезда вряд ли серьезным образом изменит этот тренд. Однако это не значит, что саму процедуры не нужно подвергать коррекции и упрощать. Любое снижение административных барьеров для бизнеса сулит только положительный эффект для экономики", - констатировал Мостовщиков.