По данным статистики, спрос на самокаты во всех регионах России растет небывалыми темпами. В 2021 году их продажи подскочили на 350 процентов и с тех пор не снижаются. Явление даже получило свой термин - "восстание самокатов". Но вместе с популярностью растет и количество ДТП с их участием. В 2020 году, например, было зафиксировано шесть смертельных случаев. Но пока эти цифры не идут ни в какое сравнение с автомобильными ДТП: за тот же период жертвами автоаварий в России стали 16 тысяч человек.
Тем не менее электрические двухколесники, которые носятся по дорогам и тротуарам, у многих вызывают опасения. С 7 октября скорость сегвеев, гироскутеров, моноколес, электросамокатов и других устройств по всей России ограничили до 25 километров в час. Но во Владикавказе власти решили пойти дальше и добились соглашения с владельцами кикшеринга (сервис аренды электрического мини-транспорта) об ужесточении правил использования двухколесников в городе.
- По итогам рабочей встречи администрации и ГИБДД было принято решение снизить максимальную скорость до 15 километров в час в исторической части города, - рассказал заместитель директора муниципального предприятия "Проектный офис" Владикавказа Сослан Елеев. - Также решили ограничить скорость передвижения электрического мини-транспорта по проспекту Мира до 10 километров в час, запретили катание в парке им. К. Л. Хетагурова.
Но даже этих ограничений показалось мало. Уже составляют тепловую карту города, которая покажет, в каких точках какой скоростной режим будет оптимальным, а где самокаты запретят вовсе.
- Наша основная задача - привить культуру вождения электросамокатов, - подчеркнул Сослан Елеев. - На сегодняшний день они стали неким развлечением, хотя наша задача - интегрировать их в транспортную инфраструктуру города, чтобы самокаты позиционировались именно как транспорт.
По мнению властей, предприниматели все понимают и идут навстречу, хотя в краткосрочной перспективе новые правила могут ударить по карману бизнесменов. Но по статистике, только за 2022 год количество пользователей кикшеринга в Северной Осетии выросло в 2,5 раза.
Пока соглашение касается только точек аренды электросамокатов и не накладывает никаких обязательств на частных владельцев мини-транспорта.
Во Владикавказе сейчас работают две компании по кикшерингу - Whoosh и Юрент. Обе они представлены в нескольких городах России, поэтому строго соблюдают федеральное законодательство и следят за своим имиджем. Аренда самокатов для детей и подростков у них официально запрещена. Кроме того, при регистрации в приложении сервиса в договоре прописан возраст 18+. Такой же значок с возрастным ограничением наклеен на каждый электросамокат. По договору оферты на прокатчиках не лежит ответственность за жизнь и здоровье пользователей.
В других регионах Северного Кавказа власти тоже планируют наряду с федеральными ограничениями ввести дополнительные, с учетом особенностей их территорий. Например, в Грозном предварительно провели опрос местных жителей. Граждане высказались за запрет электросамокатов в пешеходных зонах и на тротуарах и предложили установить возрастной ценз 18+. В Нальчике 60 процентов горожан высказались за ужесточение правил пользования электрическим мини-транспортом и ограничение скорости до 15 километров в час, а также за запрет вождения для несовершеннолетних. А вот полностью против поправок выступили 25 процентов опрошенных.
Ставрополь немного опередил соседние с ним республики Северного Кавказа и уже ввел ограничения на движение электросамокатов. Власти города после долгих споров полностью запретили въезд на сегвеях и подобных устройствах на центральную аллею Парка Победы, а на остальных дорожках установили скорость не выше семи километров в час. .
Антон Ткачев, депутат Госдумы РФ:
- Как и со всем новым, любое резонансное происшествие с участием самоката провоцирует волну недовольства и призывов тотально запретить их использование. Но лично я не стал бы демонизировать личный мобильный транспорт. Им уже активно пользуются десятки, если не сотни тысяч людей, и не развлечения ради. Например, самокаты используют автомобилисты, чтобы преодолеть так называемую "последнюю милю" - проехать от бесплатной парковки до пункта назначения и сэкономить таким образом на дорогом паркинге. Основная проблема до последнего времени заключалась в отсутствии четкого правового статуса. Теперь для регулирования движения на электротранспорте будут установлены новые дорожные знаки, разрешающие, ограничивающие или запрещающие движение в тех или иных зонах. Определено, что при передвижении пешеходы будут иметь приоритет.