27.06.2023 14:08
Стиль

Выставка "Русская икона сквозь века" из частных коллекций открывается 30 июня в Тверском Императорском дворце

Выставка "Русская икона сквозь века" пройдет с 30 июня по 1 октября в Твери, в оранжерее Императорского дворца. Впервые удалось собрать более 50 икон XVI - начала XX веков из частных коллекций. Представленные на выставке произведения составляют уникальный фонд русской иконописи, неизвестный широкому зрителю.
Складень "Богоматерь Казанская. Мученик Савва Старилат, Великомученица Екатерина", 1847 год, Сакнт-Петербург. Оклад - А. Игнатов. / пресс-служба
Читать на сайте RG.RU

Экспозиция собрана из коллекций членов МККААД (Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров, в которую входит больше 50 галерей). Здесь можно будет увидеть 53 произведения, подавляющая часть которых была реставрирована и раскрыта в последние десятилетия.

"Богоматерь Тихвинская", первая половина XIX века. / пресс-служба

Икона - знаковое явление для русской культуры, принесшее ей мировую известность. Она присутствовала не только в храмовом пространстве, но и прочно вошла в бытовой обиход. Выставка представит все многообразие русской иконы на протяжении нескольких веков ее существования. Здесь можно будет увидеть как самые почитаемые в России образы Богоматери, Троицы, Спаса, так и изображения с редко встречающейся иконографией: "Происхождение честных древ Креста Господня", "Не рыдай мене, Мати", "Огненное восхождение пророка Илии". Посетители познакомятся с широкой географией иконописных мастерских: столичная икона, иконы Севера и Поволжья, Новгорода и Костромы, Ярославля и Нижнего Новгорода, Тихвина и Мстёр, Палеха и Холуя.

"Праведный Алексий, человек Божий". Вторая половина XIX века, Палех. / пресс-служба

Особое место в экспозиции занимает икона "Спас в Силах", предположительно из мастерских Твери - необычное по стилю изображение из деисусного ряда иконостаса (так называется второй, основной ряд, центральное место в котором занимает фигура Христа на троне).

"Спас в Силах". / пресс-служба

Пристального внимания заслуживает новгородский образ "Святитель Власий Севастийской" с монументальной фигурой святого в эффектном крестчатом облачении, которую иконописец дополнил изображениями Христа и Богоматери в верхних углах композиции. Их он позаимствовал из иконографии другого святителя – Николая Чудотворца. Гипермонументальность и темный колорит характерны для второй половины царствования Ивана Грозного (1560-1570-х годов), с грекофильской ориентацией придворного искусства. Скорее всего, именно тогда и была создана икона.

"Святитель Власий Севастийской", Новгород, вторая половина XVI века. / пресс-служба

В Новое время миссию сохранения древнерусской манеры иконного письма и самих древних икон взяли на себя старообрядцы. На выставке представлено немало созданных в их среде произведений, своим художественным решением обращенных в прошлое. Близки им работы иконописных сел Владимирской губернии - хотя и не старообрядческие, но рассчитанные на консервативного в своих эстетических запросах заказчика.

Полная им противоположность - иконы и складни, создававшиеся для аристократии, обычно украшенные серебряным окладом, живопись которых порой подражает академическим образцам.

Иконы для экспозиции предоставили 7 членов МККААД: Антикварная галерея "Кардашиди-Арт", Антикварный салон "На Патриарших", Антикварный салон "Русскiй модернъ", Сергей Ходорковский, Василий Литвяков, Фёдор Шавырин и Сергей Александров. Каждое из представленных на выставке произведений не только расширяет наши знания в области истории русской иконописи, но и несет в себе художественное начало, которое считалось в иконе не менее важным, чем ее сакральное значение.

Торжественное открытие выставки состоится 29 июня в 16:00.

Среда обитания