- Иван Александрович, как изменился московский госзаказ за десять лет существования контрактной системы?
- За это время мы прошли большой путь. Закон о контрактной системе изменялся и дорабатывался, нововведения появляются и по сей день. В результате сегодня в столице отлажен прозрачный механизм, позволяющий обеспечивать достойный уровень конкуренции в госзакупках и привлекать к исполнению контрактов надежных поставщиков, сохраняя баланс цены и качества. Через госзаказ обеспечиваются потребности жителей столицы в медицинском и социальном обслуживании, развивается система городского транспорта, строятся дороги и важные инфраструктурные объекты, проводится благоустройство и так далее.
- Закон о закупках действует на всей территории России, но могут ли настолько разные регионы играть по одним правилам?
- Да, конечно, страна большая и запросы в регионах разные. Но дело в том, что контрактная система - это именно система, которая включает разные инструменты госзаказа. Решение, какой из них использовать, принимается индивидуально. В одних случаях достаточно таких привычных процедур, как конкурсы и аукционы, чтобы благополучно закрывать все потребности, в других нужны более сложные способы закупки.
Не будем забывать, что Москва - крупнейшая городская агломерация страны. Соответственно, здесь совсем другие потребности, поэтому и набор способов закупок разнообразнее. Яркий пример - дорогостоящая техника, которая требует постоянного сервиса и оперативного ремонта. Например, транспорт или сложное медицинское оборудование. Такую продукцию удобнее закупать вместе с последующим техобслуживанием со стороны поставщика, чем проводить закупки сервиса отдельно.
С этой целью столица заключает контракты жизненного цикла (КЖЦ). Подписывая такой контракт, поставщики обеспечивают эксплуатацию оборудования в течение всего срока действия - это 5-10 послегарантийных лет. С 2014 года Москва заключила КЖЦ на сумму более 600 миллиардов рублей. По ним закупаются трамваи, электробусы, вагоны метро, из медтехники - аппараты УЗИ, КТ, МРТ, рентгена и другое.
Еще один эффективный инструмент госзаказа в Москве - офсетные контракты, которые стимулируют локализацию современных производств в границах города и позволяют закупать продукцию напрямую у производителей. Как правило, офсеты заключаются сроком до 10 лет. Работает это следующим образом: подписывая контракт, инвестор в течение определенного времени создает или модернизирует производство, после чего ему гарантируется сбыт продукции городу.
С 2017 года в Москве подписано 12 офсетных контрактов с объемом закупки более 95 миллиардов рублей. В реализацию проектов будет инвестировано 19,4 миллиарда рублей. По четырем контрактам инвесторы уже осуществляют поставки продукции столичным заказчикам. Это лекарства, медицинские изделия и продукты питания для молочных кухонь Москвы.
К слову, оба эти механизма позволяют развивать импортозамещение. Это особенно важно в свете событий последних двух лет: несмотря на санкционное давление, с которым столкнулась наша экономика, Москва по-прежнему обеспечивает себя необходимыми товарами, работами и услугами, многие из которых имеют российское происхождение.
- Почему бизнес приходит в госзаказ, где все зарегламентировано, а вероятность выиграть неочевидна?
- Во-первых, в случае победы предприниматели получают надежного заказчика в лице города. Контракт четко устанавливает стоимость, объемы и сроки поставок товаров, оказания услуг, выполнения работ. Во-вторых, участвовать в столичных закупках могут предприниматели со всей страны, что дает региональным поставщикам дополнительные возможности для сбыта продукции.
Кроме того, госзаказ помогает поддерживать малый и средний бизнес. Так, например, в прошлом году увеличена верхняя планка на обязательные закупки у таких компаний и предпринимателей. Если ранее это были закупки с начальной ценой до 3 миллионов рублей, то с 2022 года московские заказчики должны привлекать малый бизнес к процедурам ценой до 20 миллионов рублей. В настоящее время рассматривается возможность повысить планку до 50 миллионов.
- А есть ли в Москве какие-то специальные сервисы, которые помогают таким предпринимателям участвовать в закупках и заключать госконтракты?
- В столице с 2013 года работает Портал поставщиков - межрегиональный ресурс, который помогает бизнесу реализовать свои товары, работы и услуги, а заказчикам - найти нужную продукцию и закупить ее у надежных поставщиков. Более 90% поставщиков, работающих на платформе - представители малого и среднего предпринимательства. Небольшим компаниям и индивидуальным предпринимателям это дает дополнительные возможности сохранять и развивать бизнес. На Портале могут регистрироваться, в том числе, и самозанятые граждане.
Только с января по май этого года московские заказчики заключили 28,3 тысячи контрактов с такими поставщиками из разных регионов, объем сделок превысил четыре миллиарда рублей. Чаще всего на платформе закупают строительные и хозяйственные товары, бытовую технику и средства связи, оргтехнику и электронику. В подавляющем большинстве случаев это товары российского происхождения.
В 2022 году был существенно упрощен процесс регистрации на Портале. Ресурс интегрировали с Единым государственным реестром юридических лиц, и теперь при регистрации сведения о компании заполняются автоматически.
Порталом пользуются не только в столице. В настоящий момент на площадке зарегистрировано 55 тысяч заказчиков из 40 регионов России и более 300 тысяч поставщиков со всей страны, в каталоге доступно более двух миллионов товарных единиц.
- А есть какие-то особые формы закупок, которые увеличивают для предпринимателей возможности участвовать и побеждать в московских тендерах?
- Основная доля закупок, которые проводятся на Портале поставщиков - так называемые котировочные сессии. Это мини-аукцион, участники которого последовательно снижают начальную максимальную цену контракта. При этом, когда заказчик публикует закупку через котировочную сессию, об этом узнают все поставщики, которые подписаны на соответствующую рассылку. Такая процедура длится три, шесть или 24 часа, побеждает в ней участник, сделавший наименьшую ставку, то есть предложивший свой товар, работу или услугу по самой низкой цене.
Котировочные сессии нужны для оперативных закупок небольшого объема, поэтому интересны, в первую очередь, малому и среднему бизнесу. Для мини-аукционов есть предельный размер по цене контрактов. По России эта сумма составляет 600 тысяч рублей. Но с августа прошлого года для московских заказчиков она была увеличена до пяти миллионов рублей для закупок товаров и до трех миллионов - работ и услуг.
Проведение таких закупок позволяет повышать уровень конкуренции и экономить бюджетные средства. В первом квартале этого года на Портале было публиковано 47,8 тысячи мини-аукционов. За счет снижения начальной цены столичные заказчики сэкономили 1,5 миллиарда рублей.
- А если заказчику нужен совсем небольшой объем продукции? Какой смысл участвовать в закупке нескольких пачек бумаги, если больше потратишься на логистику?
- Для таких случаев тоже предусмотрен особый функционал. Заказчики, которым нужны товары по одной номенклатуре, могут объединять свои потребности и проводить совместную закупку. Кстати, сейчас в разработке настройки, которые позволят автоматически собирать такие закупки в более крупные.
Что касается доставки, то пользователям Портала доступен сервис логистики. С его помощью предприниматели могут заранее рассчитать стоимость доставки товара заказчику и оформить заявку в адрес логистического оператора или воспользоваться сервисом сразу по итогам котировочной сессии. Это позволяет потенциальным участникам котировочной сессии предварительно оценить, насколько им выгодно участвовать в той или иной закупке.
Вообще, Портал поставщиков развивается непрерывно, в зависимости от потребностей заказчиков и поставщиков: внедряются новые сервисы, дорабатываются уже существующие.
Одно из последних нововведений - раздел, в котором будут публиковаться запросы коммерческих предложений от столичных заказчиков. Такие запросы нужны для того, чтобы упростить расчет начальной цены будущих закупок на платформе. Раньше они направлялись в адрес поставщиков на бумажных носителях. Теперь взаимодействие переведено в цифровой и структурированный вид, отображается на Портале, а предприниматели могут направлять свои ценовые предложения в привычном интерфейсе через соответствующий онлайн-сервис. Это делает процесс ценообразования более прозрачным и повышает эффективность использования бюджетных средств.