28.06.2023 11:05
СЗФО

Работа на транспортном госпредприятии "Горэлектротранс" стала высокооплачиваемой и престижной у молодежи

Работа на транспортном госпредприятии "Горэлектротранс" стала высокооплачиваемой и престижной у молодежи
Текст:  Владислав Краев (Санкт-Петербург)
Российская газета - Санкт-Петербург: №139 (9084)
Промышленная, строительная и транспортная отрасли вернули себе звание локомотивов петербургской экономики. Но их уверенное развитие и конкурентоспособность невозможны без стабильного кадрового обеспечения, включающего в себя постоянную подготовку и переобучение молодых специалистов, а также повышение квалификации более опытных сотрудников. Эта работа должна привести к росту производительности труда при сохранении численности персонала. Так, например, за несколько лет работа на госпредприятии Петербурга "Горэлектротранс" стала высокооплачиваемой и престижной у молодежи.
На некоторых участках предприятия молодежь работает уже в большинстве / Святослав Акимов
Читать на сайте RG.RU
Общее дело

Масштабы деятельности "Горэлектротранса", в котором трудятся более 10 тысяч человек, потребовали современного подхода к управлению ресурсами. Перевозчик стал одним из более чем двухсот предприятий, участвующих в нацпроекте "Производительность труда". Большую поддержку реальному сектору в этой работе оказывает Региональный центр компетенций в сфере производительности труда - оператор нацпроекта в Санкт-Петербурге.

"После заключения соглашения с предприятием мы начинаем консультирование. У нас есть хорошая база - более тридцати экспертов, сертифицированных Федеральным центром компетенций, которые имеют большой опыт по внедрению инструментов развития производственных систем", - рассказал старший руководитель проектов Станислав Чуприков. Из числа сотрудников самого предприятия эксперты формируют рабочую группу - соорганизатора и проводника изменений. Тем временем тренерская группа центра компетенций проводит непосредственное обучение рабочего персонала и проектных офисов предприятия. Еще одна группа экспертов занимается оптимизацией бизнес-процессов. В завершение специалисты центра компетенций вместе с менеджментом предприятия формируют пул проблем, которые необходимо поэтапно решить в течение ближайших трех лет, определяют пути достижения поставленных целей - и начинается внедрение новой модели организации труда.

Об опыте взаимодействия "Горэлектротранса" со специалистами по повышению производительности труда со своей стороны рассказал Алексей Баринов, эксперт по бережливому производству СПб ГУП "Горэлектротранс". Прежде всего сформированная центром компетенций рабочая группа из сотрудников "Горэлектротранса" изучила принципы бережливого производства сначала в теории, а затем и на практике. Среди этих принципов - картирование процесса, повышение эргономики рабочих мест, система информирования персонала - чтобы все работники понимали ход процесса и могли своевременно сигнализировать о трудностях. За четыре месяца рабочая группа сформировала карты процессов, переоборудовала рабочие места, приведя их к стандартам бережливого производств 5S. "Мы надеемся на то, что данные мероприятия дадут нам ежегодный рост производительности труда как минимум на пять процентов. Это позволит без дополнительных серьезных затрат более эффективно удовлетворять спрос троллейбусных парков", - сказал Баринов.

Первые результаты уже достигнуты. На участке ремонтных работ по электромонтажу на троллейбусах "Мегаполис" благодаря поддержке экспертов Регионального центра компетенций в сфере производительности труда время протекания процесса сократилось на 13 процентов, незавершенное производство - на 22,7 процента, а выработка увеличилась на 11,4 процента. В дальнейшем новый подход уже силами работников предприятия внедрят и на других участках.

Отборные кадры

О том, как решается проблема кадрового обеспечения, сообщила начальник сектора по набору персонала СПб ГУП "Горэлектротранс" Ольга Меньшикова. "Наша основная потребность - водители троллейбусов и трамваев. Мы приглашаем как опытных специалистов с большим стажем, так и людей на обучение в нашем Учебно-курсовом комбинате", - сказала Меньшикова.

Директор этого комбината Данила Михеев уточнил, что с 2022 года на своей учебной базе предприятие проводит подготовку по восьми различным специальностям, причем обучаемые не отрываются от производства. "Мы даем возможность совмещать учебу и работу. Стипендия составляет порядка 37 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости", - сказал Михеев.

Большие надежды кадровая служба "Горэлектротранса" возлагает на сотрудничество с профессиональными учебными заведениями, готовящими персонал для работы в транспортной и производственной сферах. Более того, предприятие готово заключать договоры о целевом обучении даже с учениками 11-х классов общеобразовательных школ, гарантируя им место для обучения, практики и трудоустройства.

Предприятие проводит подготовку по восьми различным специальностям, причем без отрыва от производства

Масштабы кадровых потребностей "Горэлектротранса" таковы, что их удовлетворение ресурсами рынка труда одного Петербурга не всегда возможно. "Мы привлекаем иногородних кандидатов на вакансии водителя, учеников водителя (без опыта), слесарей по ремонту подвижного состава, слесарей-электриков, - пояснила корреспонденту "РГ" Ольга Меньшикова. - Это те категории рабочих профессий, по которым мы даем компенсацию аренды жилья - 15 тысяч рублей в месяц". Для набора персонала из регионов используются различные возможности информирования о вакансиях, с кандидатами проводят онлайн-собеседования. Интерес к работе на госпредприятии в Петербурге, обеспечивающем социальные гарантии и бонусы, постепенно растет.

Престижная работа

Высокую оценку сотрудничеству с "Горэлектротрансом" дала и. о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Татьяна Иванова. По ее словам, в ГУП уделяют много внимания продвижению своих вакансий среди соискателей, в том числе с помощью Центра занятости и профильных мероприятий в сфере трудоустройства. Тем временем бренд "Горэлектротранса" в последние годы претерпел значительную положительную динамику, став одним из самых привлекательных на региональном рынке труда. Этому в немалой степени способствовал рост средней зарплаты, которая сегодня превысила 80 тысяч рублей, а также то, что предприятие предлагает более 200 вакансий разного спектра. Среди них места как для высококвалифицированных, так и для начинающих и неквалифицированных работников.

Как отмечают в Центре занятости, "Горэлектротранс" активно участвует в ярмарках вакансий, являющихся одними из наиболее эффективных мероприятий по закрытию кадровой потребности. Например, на Всероссийской ярмарке трудоустройства, второй этап которой прошел на 20 площадках и собрал более 10 тысяч соискателей, "Горэлектротранс" представил троллейбус Учебно-курсового комбината. Это полноценный учебный класс с кабиной-тренажером, в котором соискатели смогли не только узнать об условиях работы на предприятии, но и посидеть за рулем.

Участвует предприятие и в программах поддержки рынка труда, таких как субсидирование найма молодого персонала, временное трудоустройство для потерявших работу и других. Эффективным инструментом являются и открытые отборы, которые проводит Центр занятости совместно с работодателем. По словам Татьяны Ивановой, это отличная возможность для компании получить именно того кандидата, который подходит под описание вакансий, а соискатели могут оперативно и напрямую, независимо от своего статуса - безработный или ищущий работу - пообщаться с теми, с кем им хочется. В этом случае процесс трудоустройства проходит быстрее.

Так, "Горэлектротранс" принял участие уже в нескольких открытых отборах, трудоустроив порядка ста соискателей. Кроме того, в 2022-2023 годах по программе субсидирования найма предприятие приняло на работу 95 сотрудников до 30 лет, получив субсидию на частичную оплату их труда. Еще 25 рабочих мест были организованы на условиях временной занятости.

Обучат и наставят

Зарплаты водителей трамваев и троллейбусов могут превышать 100 тысяч рублей, что само по себе обеспечивает интерес к таким вакансиям со стороны соискателей. Но работа "Горэлектротранса" невозможна без напряженного труда рабочих в парках и ремонтных мастерских. Не имеющих значения профессий в транспортном предприятии нет. Как достигается дифференцированный подход к набору специалистов разных специальностей, пояснил "РГ" Алексей Баринов.

"Наш Учебно-курсовой комбинат готовит только водителей трамваев и троллейбусов, после чего они сдают экзамен в ГИБДД и отправляются на линию. На рабочие вакансии мы принимаем как молодых выпускников средних специальных учебных заведений - здесь в процессе работы они могут повысить квалификацию, так и опытных слесарей, электриков, сварщиков, которые сразу приступают к работе в полную силу, изучив технологию. То есть водителей мы обучаем сами, слесарей берем в основном после учебных заведений", - сказал Баринов.

По его словам, активно идет процесс омоложения кадров: если раньше на предприятии в основном работали люди в возрасте 50+, то сейчас, с ростом зарплат и престижа рабочей профессии, приходит все больше молодых людей, на некоторых участках они уже в большинстве.

Здорово помогает передаче профессионального опыта система наставничества, внедренная в "Горэлектротрансе". "За молодым сотрудником, пришедшим из учебного заведения, закрепляется наставник, как правило, на полугодовой срок. Наставник вводит новичка в курс дела, знакомит с производственным процессом, проводит определенное обучение, все рассказывает и показывает, ведет специальный журнал", - рассказал Баринов. Налажена и обратная связь: молодой рабочий имеет возможность высказать свое мнение о наставнике. Это помогло сформировать на предприятии резерв наставников из числа опытных сотрудников, готовых взять на себя работу по интеграции новых коллег в производственный процесс.

Ценный опыт

Старший руководитель проектов Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Станислав Чуприков рассказал "РГ" о том, какой опыт "Горэлектротранса" он считает наиболее ценным и пригодным к использованию другими предприятиями, стремящимися к повышению своей эффективности.

"Прежде всего, это стандартизация рабочих мест, создание стандартов для рабочих. Потому что многие компании сталкиваются с тем, что они либо работают в старых нормах, в условиях нехватки персонала, тогда как старая технология предусматривала выполнение операций с определенной численностью. Техника и технологии меняются, но эти нормы не пересматриваются. В рамках проекта с "Горэлектротрансом" мы внедряли инструменты стандартизации операционных процедур, действий сотрудников на рабочих местах. Это первый шаг к тому, чтобы в будущем пересмотреть весь технологический процесс и более эффективно использовать рабочее время", - пояснил Чуприков.

Точный расчет времени, необходимого сотрудникам на выполнение определенных действий, дает возможность планирования объема ресурсов и количества людей для выполнения той или иной технологической процедуры, добавил он.

Внедрение программы по повышению производительности труда в "Горэлектротрансе" сталкивалось с проблемами, в том числе внутренним сопротивлением персонала, отметил представитель Регионального центра компетенций. Успеху в преодолении этого вполне естественного препятствия способствовала деятельность самой рабочей группы, члены которой, сотрудники предприятия, своими глазами увидели резервы производственной оптимизации и выгоды от ее проведения. И после окончания деятельности группы вернулись на рабочие места с новыми знаниями, продолжая внедрять усвоенные методы и принципы.

Станислав Чуприков подчеркивает, что алгоритмы взаимодействия, примененные в "Горэлектротрансе", будут эффективны и для других предприятий реального сектора. "Все инструменты, которые мы даем - адаптивные, они интегрируются в существующую систему, надо просто знать, как их применять, и применять", - резюмировал специалист.

СЗФО Санкт-Петербург