Валерий Челышкин в составе организованной группы занимался производством мефедрона. Выручку за свой нелегальный бизнес он получал в биткоинах. Затем он переводил их на счет дочери своей сожительницы, после чего обналичивал. В итоге, по данным расследования, ему удалось вывести более 8 млн рублей. В связи с этим прокуратура требовала признать наркодельца виновным не только в производстве наркотиков, но и в легализации добытых преступным путем средств.
Но суды с доводами гособвинения не согласились. Челышкин был признан виновным в незаконном производстве и хранении наркотиков, за что получил 10,5 года лишения свободы. По делу о легализации денежных средств подсудимый был полностью оправдан. Суды первой и апелляционной инстанций решили, что обналичивание денежных средств не повлекло за собой их легализацию. Но Верховный суд решил иначе, в определении ВС говорится, что финансовые операции заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения. Отмечается, что обязательного вовлечения легализуемых денежных средств в экономический оборот не требуется. Поскольку ответственность по статье УК РФ "легализация денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления в особо крупном размере" наступает при установлении самого факта совершения финансовых операций с целью придания правомерного вида владению денежными средствами.
Стоит напомнить, что Пленум Верховного суда РФ еще в 2019 году отнес криптовалюту к предметам преступлений, предусмотренных статьями об отмывании денег.
При этом в судебной практике - это первое определение Верховного суда РФ, в котором перевод преступно нажитой криптовалюты в рубли признается преступным.
"В связи с существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела, приговор суда в части оправдания Челышкина В. А. по пункту "б" части 4 статьи 174 УК РФ и апелляционное определение законными, не могут быть признаны обоснованными и подлежат отмене с направлением уголовного дела в суд первой инстанции (Рязанский областной суд - прим. "РГ") на новое судебное рассмотрение", - говорится в определении Верховного суда.