Созданный в 2015 году Новосибирский завод резки металла сегодня входит в десятку крупнейших металлообрабатывающих производств Западной Сибири. Предприятие оснащено современным высокопроизводительным оборудованием, станочный парк постоянно пополняется. Только с начала этого года введено в эксплуатацию три новых участка с пятью современными станками.
- Завод растет и развивается, - рассказывает Дмитрий Ионычев. - За прошлый год штат сотрудников увеличился в полтора раза. В первом полугодии 2023-го работать на завод пришло более двадцати специалистов. И в основном мы принимаем на работу производственный персонал - операторов станков с ЧПУ, механиков-ремонтников, контрольных мастеров ОТК и представителей других рабочих специальностей.
До конца 2023 года НЗРМ планирует открыть новую производственную площадку - соответственно, уже сейчас требуются новые кадры. Потребуются и в дальнейшем. Резонно возникает вопрос: "Где предприятие найдет столько специалистов, владеющих современными технологиями? Тем более что о нехватке рабочих в России говорят уже много лет, а сейчас дефицит только обострился?"
Дмитрий Ионычев признает: проблема с кадрами действительно есть.
- У нас еще много предприятий с устаревшей технической базой, где до сих пор стоят советские станки. Конечно, у современной молодежи желания работать, как в прошлом веке, нет. Это тяжело, неперспективно и просто скучно. А если молодой человек стремится реализоваться, получить новые знания и навыки, применить собственные идеи - это надо только поощрять, - поясняет директор НЗРМ. - Уверен, кадровую проблему невозможно решить, не совершенствуя производственный процесс. Сегодня производство должно быть другим - высокотехнологичным и интеллектуально сложным. В этом мы видим миссию нашего предприятия и стремимся ее выполнять. Об уровне компетенций работников нашего завода говорит хотя бы тот факт, что наших специалистов приглашают на другие предприятия в качестве внешних экспертов, которые знают, как поднять производительность, обеспечить эффективность, снизить уровень брака.
Директор не устает повторять, что главный и самый ценный актив предприятия - люди, которые на нем работают. По-этому и инвестиции в людей здесь считают не менее важными, чем капитальные вложения в оборудование. Получая новые знания, практические навыки и профессиональный опыт, сотрудники завода становятся тем самым поколением рабочих-инженеров, о которых говорит руководитель НЗРМ.
Конечно, прежде всего заводу нужна молодежь. Как известно, под лежачий камень вода не течет, поэтому руководство НЗРМ приняло решение самостоятельно выходить в партнерство с вузами и ссузами, в которых готовят технарей. Охотно берет студентов на производственную практику с перспективой последующего трудоустройства.
Но и придя работать на завод, выпускник должен хорошо понимать, что ему предстоит учиться дальше. Только теперь уже непосредственно на производстве, повышая свой профессиональный уровень. Это касается не только молодых специалистов, но и опытных сотрудников со стажем. Таким образом на предприятии формируют внутренний кадровый резерв. Создана экспертная комиссия, которая проводит регулярную аттестацию работников завода для оценки их профессиональных навыков и присвоения квалификационных разрядов.
Впрочем, чтобы действительно решить кадровую проблему в промышленности не на уровне отдельных передовых предприятий, а в целом, нужен системный подход. Одна из его важнейших составляющих, как и в любом новом деле, - слом стереотипов.
Дмитрий Ионычев приводит пример: соискатель видит вакансию оператора станка с числовым программным управлением с хорошей заработной платой и сразу же отметает ее. Почему? Потому что у него нет навыков работы с такой техникой. Человек просто не осознает, что у него будет возможность этому научиться, что его и приглашают именно для того, чтобы в первую очередь обучить новой специальности, а потом уже с него спрашивать.
- Мы размещаем не вакансии, а объявления об обучении новой специальности с дальнейшим трудоустройством. И, как оказалось, это то, что нужно - если трудоустройство гарантировано, то человек пойдет учиться. Как правило, обучение работе на станках с ЧПУ занимает три месяца занятий, с практикой непосредственно на заводском участке. Результат - у нас в штате новый оператор, а у него хорошая зарплата и уверенность в завтрашнем дне, - говорит директор НЗРМ.
Насчет "зарплаты и уверенности" - не пустые слова. Сегодня в металлообработке больше всего не хватает именно операторов станков с ЧПУ. Поэтому предприятия бьются за таких специалистов. Конечно, это отражается на среднем уровне заработной платы.
Второй важный момент - подготовка технических кадров в стране до сих пор осуществляется в отрыве от реальных запросов производственного сектора в целом и отдельных отраслей в частности. Профильные министерства считают по-своему, вузы и ссузы - по своему, а бизнес, которому эти кадры и предназначаются, не спрашивают. Можно создавать ресурсные центры, открывать дополнительные бюджетные места на востребованные технические специальности, проводить целевые наборы, но все это будут полумеры.
- Нужно формировать комплексное задание для технических вузов на основе информации о потребности в кадрах, полученной от субъектов бизнеса, - продолжает Дмитрий Ионычев. - Потом распределять это задание между вузами и техникумами. Тогда учебные заведения будут знать, что готовят востребованных специалистов с гарантированным трудоустройством, а промышленники, наконец, забудут о кадровом голоде.
- Такие серьезные задачи, безусловно, может ставить только государство. Чтобы иметь возможность контролировать их решение и поддерживать тех, кто их решает, - резюмирует директор НЗРМ. - В России идет промышленный бум. Наш рынок труда оказался к нему не готов, но исправить ситуацию можно. Это вполне по силам и государству, и образовательному комплексу, и бизнесу. Вместе мы сможем восстановить традиции российской промышленности, воспитать современные рабочие кадры. Как руководитель промышленного предприятия я не вижу другого пути.