Напомним, что организатором Салона выступило министерство промышленности и торговли России, а образцы продукции на крупнейшей экспозиции военно-морской техники и вооружений экспонировали 250 ведущих предприятий судостроения из России и других стран. Помимо презентационных мероприятий на полях МВМС-2023 состоялся обмен опытом и обсуждение вопросов развития отрасли среди участников, в числе которых и научно-образовательные организации, которые помогают разрабатывать и внедрять современные виды оборудования.
Представленный проект многоцелевого беспилотника направлен, в первую очередь, на решение прикладных задач гражданского и научного направления. В частности, северного завоза.
- Судно с малой осадкой, из недорогих материалов, за счет своей автономности может достигать до удаленных поселений за сотни километров вверх по течению северных рек, - рассказал проректор по инновационному развитию САФУ, научный руководитель НОЦ "Российская Арктика" Марат Есеев. - В Архангельской области такая проблема есть в верховьях Северной Двины, Мезени, Онеги.
Кроме того, этот беспилотный комплекс очень важен для научного изучения морских акваторий при освоении Арктики. По проектным расчетам создаваемый аппарат может держаться на волне трех-четырех баллов. Поэтому планируется его использование для мониторинга ледовой обстановки, гидрометеорологических показаний в Белое море.
Ближайшая задача - сделать полноразмерный прототип проекта. В настоящий момент совершенствуются конструкторские решения и идет подготовка к строительству корпуса. Перспективная разработка вызвала интерес и военных специалистов.
- Работу над новыми моделями морских беспилотников мы планируем продолжить в технопарке, который должен появиться в рамках проекта межвузовского кампуса "Арктическая звезда", создаваемого в Архангельске, - продолжил руководитель. - Если мы привязываемся к направлению судостроения, что логично в свете полученных результатов на МВМС-2023, то у нас планируется создание центра инженерных разработок, в котором появятся лаборатории по аддитивным технологиям и отдельно - по беспилотникам, в том числе и морским.
На выставке также была представлена работа студенческого конструкторского бюро "Полярник" северодвинского филиала САФУ (ИСМАрТ (Севмашвтуз)) - телеуправляемый подводный аппарат. При поддержке предприятия "Севмаша" студенты собрали комплекс, способный погружаться на глубину в сотни метров и проводить сложные технические операции под водой. Беспилотник уже успел зарекомендовать себя на Всероссийских соревнованиях роботизированных морских аппаратов. В 2022 году северодвинцы заняли третье место по классу подводных аппаратов и завоевали специальный приз жюри за оригинальное техническое решение во Владивостоке. В этом сезоне - первое и третье места в разных номинациях на Кубке России по телеуправляемым аппаратам.
- Это разработка российского уровня, - подчеркнул Марат Есеев. - Подводных беспилотников нам сейчас очень не хватает для того, чтобы заглянуть в бездну мирового океана. На глубинах в два-четыре километра побывало меньше людей, чем в космосе. Там особая среда и необходимы именно такие комплексы для производства, добычных работ, прокладки кабелей, военных целей.
Вопросы эффективного внедрения научных инноваций и подготовки кадров для предприятий ОСК и судостроительной отрасли в целом обсуждались в рамках профильного круглого стола МВМС-2023.
- В нашем случае ребята учатся и параллельно работают на предприятии. По окончании вуза они приходят на завод подготовленными специалистами и имеют хорошие возможно-сти для профессионального роста, - отметил проректор САФУ.