К тому же балетная афиша Большого, как и все российские, заметно мелеет, авторы отзывают либо не продевают лицензии, а мэтр Пьер Лакотт, ставивший "Марко..." в Большом собственноручно и затративший много труда, разрешил танцевать его снова - одолевший девяностолетний рубеж хореограф уже мог думать не о повестке, а о раздаче наследства. И оказался прав: спектакль его живее всех живых, свеж, прекрасно выглядит - хоронить рано.
Сюжет - эталон балетной чепухи с благородным разбойником, его дочерью, кокеткой маркизой и ее двумя поклонниками, один из которых достался разбойничьей дочери. Обрамляют пятерку героев горожане и пейзане в кружевах да гренадеры в духе деревянных солдатиков Щелкунчика. Вопреки ожиданиям, жестикуляции и жанровых сцен для такого сюжета мало, все много и бессмысленно танцуют, но танцуют по-французски: витиевато, технически и стилистически сложно, с обилием мелких па, непривычной русскому глазу фразировкой, без замашек на лишнюю бравурность и даже с изяществом. Мозг у публики отдыхает, а глаз радуется.
В соответствии с этими вводными выбор артистов логичен, он тоже радует глаз. И он же совпадает с политикой худрука Большого балета Махара Вазиева, верного тренду давать шанс молодым и успешно им обкатанному за 20 лет работы в Мариинском и Ла Скала. В итоге Большой приготовил несколько составов солистов с комплектом дебютантов в каждом. В первый вечер премьеры он выставил самых обсуждаемых.
Юная бандитка - Элеонора Севенард (25), прославленная в глянце родством с Матильдой Кшесинской, уверенно держится и внятно, хоть и с премьерной нервозностью, справляется с техникой. Такая же юная маркиза - Ева Сергеенкова (18) трогает хрупкостью, чистотой линий и умением уноситься куда-то ввысь вопреки любым сюжетным передрягам. Граф - Арсентий Лазарев, дебютант из Урал-оперы, обнаружил бойцовский характер с умением собраться в нужный момент и чисто отработать все прыжки-заноски.
Но сделали спектакль два главных героя. Бандит Марко Спада - большой труженик и опытный артист Игорь Цвирко вывез спектакль актерски, нежданно превратив его из просто балета в балет с родословной плутовского романа - жанра старинного, живого, обаятельного, славного культурой и временем. В искусстве танца редком, обозначенном разве что цирюльником Базилем в "Дон Кихоте". Марко Спада - Цвирко умудрился всех перетанцевать, соблазнить и возглавить, обойдясь без балагана, и тому способствовал второй главный герой - кордебалет. Этот второй всегда в тени, да и зовется негромко, "тело балета". Вышколенный, точный, излучающий, согласно тексту, глубокое возмущение и чрезмерное счастье, в этом спектакле он сделал важной любую бессмыслицу. Он заставил поверить, что французский стиль Большого все-таки много лучше нынешнего "точь-в-точь "Икея", что и придает всей затее статус и вес.