Оркнейских островов порядка 70, но лишь около 20 из них заселены. В VIII веке скандинавы начали колонизировать эти территории, потом они находились под контролем Норвегии и Дании вплоть до 1472 года, пока король Кристиан I не передал архипелаг Шотландии как приданое по брачному договору своей дочери. Монарх имел право вернуть территории финансовым путем, но так и не выплатил нужную сумму.
Однако симпатия к Скандинавии ощущается здесь и поныне. Керкуолл, столица островов, ближе к Осло, чем к Лондону, любят говорить местные. Глава совета Стокан даже заявил, что на улице к нему подходят и спрашивают, когда состоится возвращение в Норвегию. Сам он отметил глубину культурных отношений со скандинавской страной и сказал, что сейчас "как раз тот момент, чтобы узнать, что возможно". В отчете для совета в качестве примера приведены Фарерские острова - самоуправляемая территория в составе Дании.
Менее радикальный вариант с изменением статуса внутри Соединенного Королевства имеет еще больше моделей для подражания. Это Джерси, Гернси и остров Мэн - коронные земли Великобритании, которые формально не входят в состав государства, обладают собственными судами, законодательными и административными органами. Другая модель - британские заморские владения (например, Фолклендские острова).
Причин для перемен более чем достаточно. Стокан заявил BBC (средство массовой информации заблокировано в РФ), что во многих сферах управление Великобритании и Шотландии островами "ужасно провалилось". Он рассказал, что оркнейский паромный флот устарел, и региону отказывают в том, что другие территории получают. Например, дорожный эквивалентный тариф для паромов. Поэтому сообщение с материковой Шотландией на этом транспорте затруднено. А финансирование от шотландского правительства на душу населения существенно меньше, чем на Шетландских и Западных (Внешних Гебридских) островах, причем за те же самые услуги. Хотя на всех трех территориях численность населения примерно одинаковая - от 22 до 27 тысяч человек.
Сами же Оркнейские острова, говорит Стокан, на протяжении четырех десятилетий приносили Великобритании пользу благодаря нефти из Северного моря. Но дивидендов, которые они получают, просто недостаточно, чтобы продолжать.
Если инициатива Стокана будет одобрена советом, для исполнения задуманного, вероятно, потребуется создание петиций и проведение референдумов вместе с получением согласия от правительств Шотландии и Британии.