04.07.2023 17:22
СЗФО

Северному морскому пути необходимы 90 судов усиленного ледового класса

Текст:  Алексей Михайлов (Мурманская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №144 (9089)
Минпромторг РФ до 1 декабря должен представить кабмину предложения по строительству судов ледового класса для Северного морского пути (СМП), а до 1 ноября - разработать дополнительные меры государственной поддержки для постройки или закупки таких судов. Такое поручение министерству дал премьер Михаил Мишустин. Также до 30 ноября Минпромторг и Минфин должны разработать проект постановления правительства о правилах предоставления дальневосточным судостроительным компаниям из федерального бюджета субсидий на компенсацию части расходов, связанных со строительством гражданских судов.
Атомный ледокол "Сибирь" — гордость российского флота. / Павел Львов/РИА НОВОСТИ
Читать на сайте RG.RU

Кроме того, к 1 декабря федеральным ведомствам предстоит выполнить еще ряд поручений. К этому сроку Росатом, Минвостокразвития, Минтранс, Минэкономразвития и МИД должны представить концепцию развития транзитного потенциала Северного морского пути. Помимо этого, Минтрансу и Росатому поручено составить план развития морских портов за пределами Севморпути, которые обеспечивают потребности подтвержденных грузоотправителями перспективных объемов грузоперевозок по СМП. Еще одно поручение касается предложений по законодательному закреплению полномочий, утверждающих требования к составу сил и средств, которые нужны для устранения разливов нефти и предупреждения подобных ситуаций. Эта работа возложена на Минтранс, Минприроды и Минэнерго.

По предварительным подсчетам, для работы на Севморпути понадобится около 90 крупнотоннажных судов усиленного ледового класса, чтобы обеспечить заданный рост грузопотока по Северному морскому пути. Сегодня их может строить только дальневосточная верфь "Звезда" в городе Большой Камень в Приморском крае. Чтобы к этой работе смогли подключиться Балтийский завод и Северная верфь в Санкт-Петербурге, в их модернизацию предстоит вложить не менее 20 миллиардов рублей, заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в ходе ПМЭФ-2023. Кроме того, необходимо около 18 миллиардов рублей для субсидирования производства судового комплектующего оборудования (СКО). Прежде всего это касается пропульсивного комплекса - от мощных двигателей до винторулевых колонок. Одна из ключевых задач - проектирование отечественного газовоза ледового класса и головного судна.

Как ранее сообщил Евтухов, "Звезда" уже строит 26 крупных танкеров усиленного ледового класса. Еще 44 судна для работы на трассах СМП готовы построить различные пользователи северной морской трассы и производители грузов, которые планируется перевозить по ней. При этом, по оценкам Росатома, таких судов должно быть приблизительно на 20 больше.

Напомним, согласно утвержденному правительством РФ плану развития СМП до 2035 года, к 2024 году грузопоток по Севморпути должен увеличиться до 80 миллионов тонн, к 2030 году - до 150, а к 2035 году - до 220 миллионов тонн.

Жизнь и приключения капитана парусника "Крузенштерн" Михаила Еремченко, рассказанные им самим

Еще одно условие для выполнения этих планов - бесперебойная работа ледоколов. К 2030 году группировка ледоколов, работающая на Северном морском пути, будет расширена до 14 судов, сообщил специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации "Росатом" Владимир Панов. По его словам, сегодня на трассах СМП работают семь атомных ледоколов и три неатомных. Как показывает практика, этого недостаточно. Кроме того, два ледокола из этой группировки к 2026 году предстоит вывести из эксплуатации, так как их возраст уже превысил 30 лет. Поэтому в 2023 году предстоит принять решение о строительстве еще четырех неатомных ледоколов на верфи "Звезда" в городе Большой Камень Приморского края. Переговоры об их строительстве уже начались.

"Звезда" уже строит 26 крупных танкеров усиленного ледового класса. Еще 44 судна готовы построить различные пользователи северной морской трассы и производители грузов

Будет продолжено строительство универсальных атомных ледоколов проекта 22220 "Арктика". Чтобы обеспечить их финансирование, Минфин планирует разработать механизм долгосрочного льготного (на период не менее 25 лет) кредитования по ставке не более двух процентов годовых.

Для новых атомных ледоколов понадобится обучить 431 члена экипажа. А в целом потребность в плавсоставе к 2030 году превысит 7,5 тысячи человек, при этом каждого моряка необходимо обучать в течение пяти с половиной лет. Этого вопроса касается еще одно поручение Михаила Мишустина, согласно которому до 1 августа Минобрнауки, Минтранс, Росатомом и губернаторы арктических регионов должны представить свои предложения по разработке образовательных программ для подготовки специалистов, которые будут обеспечивать потребности Северного морского пути.

В начале следующего года НОВАТЭК и "Росатом" начнут запуск регулярной круглогодичной навигации в восточной части Севморпути. Это станет началом круглогодичной навигации по всей морской трассе.

Прямая речь

Алексей Фадеев, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области:

- За 2022 год по арктическим морям было доставлено более 34 миллионов тонн грузов - на три процента больше, чем в 2021 году. Это говорит о том, что интерес к перевозкам по СМП по-прежнему сохраняется. Но важно понимать, что Севморпуть не может существовать в отрыве от промышленных проектов. Транспортно-логистические услуги на трассе СМП - это сервис по транспортировке углеводородов, биоресурсов, продукции минерально-сырьевого комплекса и иных грузов, включая транзитные, которые в перспективе могут стать одним из ключевых направлений. Чтобы самая северная морская трасса работала ритмично и эффективно, нужны проекты, и они развиваются при государственной поддержке.

СЗФО Мурманская область