Сегодня на рынке красоты работает порядка 700 российских производителей парфюмерии и косметики. Из них 100 компаний появились в последние два года, сообщила председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова на ПМЭФ-2023. Причем гигантов отрасли с оборотом более двух миллиардов рублей - всего 20. Еще 50 предприятий имеют оборот в 800 миллионов, а все остальные относятся к малому и микробизнесу.
- При этом в России действует около 200 производственных площадок для выпуска косметики, полностью соответствующих техническому регламенту. Получается, что 500 предприятий размещают на них свои заказы по контракту. Конечно, мы не учитываем "производителей", которые варят мыло на кухне, - это прямое нарушение технического регламента, - отметила Татьяна Пучкова.
Более половины косметических предприятий расположены в Московском регионе. Еще 23 процента выпускают продукцию в Петербурге, Ленобласти и других регионах Северо-Запада. Чуть больше 20 процентов приходится на юг России, а за Уралом работают лишь единичные производства.
Рост числа производителей косметики эксперты объясняют тем, что на этот рынок сравнительно просто зайти. На запуск собственного бренда требуется три-четыре миллиона рублей. И в первое время можно даже получать достаточно легкие деньги, но потом у многих начинаются сложности. По международной статистике, из четырех новых брендов через три года остается лишь один.
- Огромную роль в расширении спектра производителей сыграло бурное развитие онлайн-продаж в пандемию, - считает генеральный директор группы косметических компаний Феликс Либ. - В нашей отрасли маркетплейсы по продажам скоро догонят офлайн-торговлю. Конечно, производителю очень легко попасть в интернет-магазин. Но на запрос "шампунь" площадка выдает 70 тысяч предложений, с которыми надо конкурировать. В торговых сетях тоже не все так просто. Когда нам говорят, что уход транснациональных корпораций открыл новые возможности для наших производителей, я предлагаю зайти в магазин и посмотреть: а кто оттуда ушел-то? В среднем ценовом сегменте - практически никто. Это больше относится к премиальному.
После старта на маркетплейсе молодые бренды быстро окупаются - казалось бы, и замечательно. Но именно в этом видит проблему исполнительный директор Национального совета по парфюмерии, косметике и бытовой химии Андрей Самойлов. Бизнесмены расслабляются и не хотят дальше "строить" свой бренд. Поэтому через несколько лет он, скорее всего, прикажет долго жить, прогнозирует эксперт.
А что нужно косметическому бренду, чтобы быть успешным? По мнению президента федеральной специализированной торговой сети Эдгара Шабанова, прежде всего важна концепция: для чего он вообще создан?
- Потребитель должен понимать, почему ему надо купить именно этот бренд. А производители часто действуют по принципу: давайте мы что-нибудь выпустим, а вы потом это продадите. Сначала маркетинг должен изучить мнения клиентов. Важнейший фактор - качество продукции, подкрепленное исследованиями. Индустрия стала высокотехнологичной. Если указать, что в составе крема содержится экстракт огурца, это сработает не так эффективно, как стволовые клетки растений. Натуральность и экологичность продукции также очень важны. Плюс соотношение цены и качества, привлекательный дизайн и другие составляющие, - перечислил Эдгар Шабанов.
Не секрет, что информация на упаковке порой не соответствует реальным свойствам продукта. К примеру, в пандемию на рынке появилось множество средств с заявленным антибактериальным эффектом. В Роскачестве предложили обязательно доводить до покупателей информацию о том, что средства, содержащие менее 70 процентов спирта по массе, не могут бороться с бактериями и вирусами. Повсеместно на кремах можно найти надписи о том, что они омолаживают лет на 20. Однако все указанное надо подтвердить лабораторными и другими методами, подчеркнул глава ведомства Максим Протасов.
Для успешного развития парфюмерно-косметической индустрии необходима господдержка, считают специалисты. И она есть. По данным Минпромторга РФ, в 2022 году отрасль получила миллиард рублей. Средства пошли на займы для развития производства, субсидирование затрат на рекламу и компенсацию экспортных расходов.
- Ключевой вопрос - сырье и компоненты для производства парфюмерии и косметики, - отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Юрин. - Мы выделили 41 приоритетный компонент из ранее импортировавшихся и работаем над их замещением. Нет цели заместить абсолютно все. Если продукция доступна у поставщиков из дружественных стран, мы будем ее покупать. Но если доступ к какому-то уникальному продукту прекратился, мы будем создавать его производство в РФ.
К примеру, сейчас в России налаживается выпуск ментола и других косметических компонентов. Всего в 2023-2025 годах запустят 16 проектов.
С финансовой поддержкой отрасли важно не переборщить, считает председатель правления РПКА Татьяна Пучкова:
- В свое время в Южной Корее государство профинансировало практически весь косметический бизнес. В итоге там поднялось огромное количество предприятий - мы это видим по буму корейской косметики в России. Но когда поддержка стала заканчиваться, более половины компаний просто закрылись. Они не научились работать в условиях реальной конкуренции, - резюмирует эксперт.