- В морском порту "Таганрог" поставлен на якорь плавучий причал. Дноуглубление провели успешно, подходы готовы и уже можно принимать суда, - рассказал на заседании Морского совета при правительстве Ростовской области заместитель директора Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" Михаил Ожередов.
Первым судном, которое 2 июля принял новый причал, стал четырехпалубный лайнер "Константин Федин". Плавучий причал будет функционировать только в навигационный период. Он будет принимать и крупные круизные теплоходы, и мелкие суда. Его длина - 96 метров, ширина - 16 метров. Высота конструкции не превышает двух метров. Стоимость строительства составила около 200 миллионов рублей.
Готовы к приему туристических теплоходов и пассажирских судов причалы в донских станицах Романовской, Кочетовской, Старочеркасской, а также в городах Константиновске и Семикаракорске. Для расширения маршрутной сети водного транспорта на Дону прорабатывается вариант установки трех подобных конструкций в станице Багаевской, хуторе Пухляковском и станице Кочетовской.
Возить туристов и пассажиров будет региональная судоходная компания "Дон". Специально для нее в Нижнем Новгороде заказаны суда на подводных крыльях нового поколения "Валдай-45М".
Первый теплоход "Валдай-45М" в Ростовскую область прибудет в середине сентября. Второе судно ожидают в конце октября.
- В судоходной части Дона от Ростова до Романовской изучили возможности действующей инфраструктуры. Мы посмотрели причалы в муниципальных образованиях и локации, которые могут быть интересны туристам. На сегодняшний день уже по четырем позициям готовим договоры о судозаходах. Так, в Ростове-на-Дону наша основная точка для причаливания судов, идущих как вверх по Дону, так и вниз, это причал номер 27. С 1 сентября начнем его эксплуатацию, - сообщил генеральный директор судоходной пассажирской компании Герман Лопаткин.
Отметим, что судно на подводных крыльях "Валдай" - это новейшая разработка российских кораблестроителей. Первые уже ходят на Волге и реках Сибири.
Капитан одного из них Азат Ахмадеев заявил "Российской газете":
- Я еще из старой гвардии, работал на "Метеорах", "Ракетах", "Восходах". Там была аналоговая система управления, здесь - цифровая. Это как с "Жигулей" пересесть на "мерседес".
Разработчики отмечают, у "Валдая" есть еще одно преимущество перед старыми судами: благодаря отсутствию волны оно не размывает берега.
Для перевозок пассажиров приобретут два "Метеора 120М" разных видов. Один из них построят в Нижнем Новгороде, другой - в Казани.
- В сентябре посетим одну из судозаходных компаний, чтобы на практике увидеть, как себя ведут "Метеоры", - уточнил Герман Лопаткин.
Для выхода в море будут закуплены катамараны, которые сейчас проходят обкатку. Возможно, приобретут катера вместимостью до 180 пассажиров. На них можно будет ходить не только в Керчь, но и немного дальше.
В качестве судоходных маршрутов рассматриваются направления Ростов-Азов-Волгодонск, Ростов-Ейск-Анапа, Ростов-Керчь-Ялта.
Могут возобновиться пассажирские перевозки и по рекам Северский Донец и Маныч. Изучаются маршруты быстроходных судов до Белой Калитвы, в перспективе - до Каменска-Шахтинского.
Однако для открытия этого водного пути на Северском Донце и реке Маныч необходимо провести дноуглубительные работы и построить портовую инфраструктуру. По мнению руководителя ФБУ "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" Сергея Гайдаева, без современных причалов пассажирские и грузовые перевозки по данному водному пути не целесообразны.
Михаил Ожередов, заместитель директора Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт":
- Ограничение судоходства в связи с началом СВО, беспрецедентное санкционное давление не могли не сказаться на работе морпортов. Грузооборот порта Азов в 2022 году сократился на 6,2 процента к 2021 году и составил почти восемь миллионов тонн, грузооборот порта Ростов-на-Дону снизился на 3,5 процента - более 15 миллионов тонн. С начала этого года Азовский и Ростовский порты показывают хорошую динамику грузооборота, которая превышает аналогичные показатели 2021-2022 годов.
Справка "РГ"
Технические характеристики "Валдая": длина судна - 21,3 метра, ширина - 5,2, скорость - 65 километров в час, пассажировместимость - 45 человек, дальность плавания - 400 километров, экипаж - два человека. Двигатель мощностью 1100 лошадиных сил. Расход топлива 202-208 литров в час.