Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает, что иметь такой резерв на случай непредвиденных обстоятельств крайне важно.
Эксперт приводит в пример форс-мажорную ситуацию с компанией "Трансаэро", у которой при банкротстве осталось проданных билетов на 1 800 000 рублей. "Тогда огромное количество людей, многие из которых уже улетели в одну сторону и где-то отдыхали за границей, оказалось в состоянии безысходности - у них не осталось денег и брони в гостиницах, при этом авиакомпания обанкротилась. Понятно, что своих соотечественников мы бросить не можем и тогда государство выделило деньги для "вывозных" рейсов, но на будущее всё равно должен быть создан резерв для подобных ситуаций", - комментирует инициативу эксперт.
Однако при этом отмечает, что система распределения денег должна быть понятной, прозрачной и справедливой. "Если этими деньгами будут распоряжаться эффективно, то в создании такого фонда определенно есть смысл. Тем более, когда речь идет о 300 рублях дополнительных сборов при стоимости билета в 50 000 рублей - в этом случае нововведение для пассажиров точно не будет критичным".
Эксперт также добавил, что не видит сейчас признаков надвигающегося на авиакомпании банкротства. "Спрос на билеты высокий, объёмы перевозок растут и мы может даже вернёмся на досанкционный уровень в этом году. Ожидать каких-либо проблем в ближайшем времени точно не стоит, однако жизнь преподносит сюрпризы, поэтому надо быть готовым ко всему", - отмечает эксперт.
Напомним, ранее предполагалось, что пополнение фонда будет осуществляться с помощью дополнительных сборов в размере не менее 150-300 рублей с пассажира. В случае возникновения форс-мажора, собранные средства будут потрачены на возврат денег за билеты, что поможет снизить нагрузку на бюджет в ситуациях с массовыми отменами рейсов, как было в ковид, или в случае с санкционными "вывозными" рейсами.
Однако Минтранс России опроверг информацию о том, что ведет работу по созданию резервного фонда помощи пассажирам в случае банкротства авиакомпаний. Ведущие российские авиакомпании также высказались против создания такого фонда, поскольку это не соответствует основным задачам деятельности отрасли, то есть - повышению доступности услуг воздушного транспорта для населения.