Инженерный чемпионат для увлеченных космосом школьников и студентов, которые строят и запускают в небо модели ракет и космических аппаратов, проходит с 2011 года. Но если в первом чемпионате участвовали всего 15 команд, то в сезоне 2022-2023 годов заявки подали почти 150 школьных и студенческих конструкторских коллективов из многих регионов страны и даже зарубежья - от Владивостока и Якутска до Курска и Минска. Из них по итогам четырех региональных этапов в финал вышли 66. Кроме того, почти 50 школьников, студентов и преподавателей из Луганска, Донецка, Енакиева и Краснодона приехали под Владимир для повышения квалификации и войдут в чемпионат в новом сезоне.
- Представители нашего коллектива весной съездили в Луганск, и мы поняли, что наш проект интересен, - рассказал на открытии финала руководитель Воздушно-инженерной школы, заведующий лабораторией НИИ ядерной физики МГУ имени Ломоносова Владимир Радченко. - Люди в течение девяти лет жили там в тяжелых условиях, в изоляции, в том числе интеллектуальной. Поэтому большая группа школьников, студентов и потенциальных руководителей, заинтересованных в нашем проекте, приехала к нам на курс повышения квалификации, и мы надеемся, что в сентябре они смогут войти к нам в проект уже как полноправные его участники, а мы поможем.
Примечательно, что стать участником настоящих инженерных состязаний с собственными моделями спутников можно, начиная с шестого класса - с юниорской лиги. Ребята постарше (восьмой - одиннадцатый класс) попадают в регулярную лигу, а студенты - в высшую и стратосферную. Те же, кто увлечен созданием ракет, соревнуются в так называемых ГИРДах (группах изучения реактивного движения) - младшем, старшем, супер-ГИРДе и лиге НЛО.
В зависимости от уровня сложности космические аппараты участников взлетают на высоту от 200 метров до 30 тысяч. Причем по правилам финальных состязаний модель должна не только взмыть на определенную высоту, но продержаться положенное время в воздухе и собрать данные телеметрии, а запустившая модель команда - проанализировать полученные данные и работу самого аппарата в итоговом отчете. И очень, конечно, желательно, чтобы правильно был сделан парашют - тогда ракету легко будет найти после полета.
- С этого года мы обязательно требуем пояснительной записки, чертежей, чтобы ребята учились делать все серьезно, на профессиональном уровне, - объясняет Владимир Радченко.
На "космодроме" Каменово в Камешковском районе старты производятся с минувшего воскресенья и продлятся до конца недели. Вот полетела водяная ракета, сделанная юниорами из Камешковской школы № 1, потом картонная - их же. Владимир Радченко комментирует в микрофон, что "эти ракеты уже достаточно серьезные, и, чтобы их сделать, нужно освоить некую программу, рассчитать и так далее". Команда Барвихинской школы отправляет за облака сразу две ракеты одновременно - из разных концов летного поля. Следом, с шипением разрезая воздух, улетает аппарат, сделанный ребятами из Курска. Хотя перед стартом комментатор зрителей предупредил: кроме самой ракеты сейчас будет испытываться и двигатель 50 ньютонов в секунду 2014 года выпуска, потому что новые такого размера завезут только завтра, и старт негарантированный. Но движок не подвел. Ракета умчалась, вызвав восторги собравшихся.
- Кто ругал кировские двигатели? Девять лет! Отлично, вот это отлично! Улетела высоко, груз подняла и падает туда, куда нужно. Сейчас найдем ее, живую и невредимую. Спасибо большое. Как всегда, на высоте! - вместе со всеми радуется руководитель Воздушно-инженерной школы.
Все участники финала чемпионата получат грамоты финалистов, а победители и призеры в каждой из лиг - соответствующие грамоты и призы. Кроме того, списки участников будут направлены в департамент развития персонала госкорпорации "Роскосмос" для включения в программы целевого обучения в профильных вузах.
Справка "РГ"
Всероссийский чемпионат Воздушно-инженерной школы организует НИИ ядерной физики МГУ имени Ломоносова при поддержке факультета космических исследований, физического факультета МГУ, "Роскосмоса" и компании "Иннопрактика". Он включен в инициативу "Наука побеждать" Десятилетия науки и технологий.