Зов предков
Дмитрий Пазон - человек на Кубани известный. Бравый казак несет службу в конной группе почетного караула Кубанского казачьего войска (ККВ) и является участником группы Брюховецких джигитов.
В ряды казачьего войска Дмитрий Пазон вступил в 2012 году, когда переехал вместе с родителями в Краснодар из Комсомольска-на-Амуре.
В Хабаровском крае семья обосновалась в 20-х годах прошлого века, когда после "расказачивания" прапрадеда Дмитрия вместе с супругой с Дона отправили осваивать Дальний Восток. Комсомольск-на-Амуре стал домом для нескольких поколений семьи Пазон. Но когда представилась возможность, то было принято решение переехать на Кубань или на Дон - туда, где живы еще дедовские казачьи традиции.
- Бабушка часто рассказывала, как наша семья жила на Дону до революции, - говорит Дмитрий Пазон. - Люди были зажиточными. Мой прадед-казак занимался разведением лошадей. У нас в семье сохранилась казачья шашка, которая принадлежала одному из моих предков. Она уже не в очень хорошем состоянии - нет ручки, но мы ее бережем, как самую большую ценность. Я приносил ее в музей Фелицына, эксперты посмотрели и сказали, что она была сделана в 18 веке. То есть мой прапрадед привез ее на Дальний Восток, как шашку своего прадеда. Для него она тоже была очень значимой семейной реликвией. Так что мое вступление в Кубанское казачье войско - зов души, сказывается генетическая память.
Казак без коня - везде сирота
Дмитрий считает, что от предков-казаков ему передалась любовь к лошадям и умение находить с ними общий язык.
Он - городской житель, который до приезда на Кубань работал на авиационном заводе. Вступив в ККВ, уверенно оседлал коня, освоил искусство джигитовки и сейчас несет службу в конной группе почетного караула Кубанского казачьего войска.
- Основная задача караула - это церемониалы, парады и джигитовка, - рассказывает Дмитрий. - В 21 веке на коне быть непросто, несмотря на кажущуюся простоту. Это тяжелый ежедневный труд. Мы тренируемся на базе Краснодарского ипподрома, оттачиваем искусство джигитовки - казачьего боевого искусства владения конем. Раньше чуть ли не каждый казак мог на скаку перевернуться в седле, пролезть под брюхом лошади, мастерски владеть шашкой. Традиции джигитовки имеют огромное значение для казачьей культуры. Важно их сохранить.
Дмитрий также выступает в составе команды единомышленников "Брюховецкие казаки-джигиты", которая занимается возрождением искусства джигитовки.
Тренировки казаков-джигитов проводятся регулярно. Мужчины часами оттачивают мастерство, упражняются с шашкой, дрессируют лошадей. С виду может казаться, что все трюки выполняются с легкостью, но на самом деле - это тяжелый и опасный труд. Стоит ошибиться и можно оказаться под копытами скачущего коня. Выступают джигиты только в тандеме с теми лошадьми, с которыми смогли сродниться: конь для казака - не просто средство передвижения, а друг и союзник.
- Личного коня, как у моих предков, у меня нет, но есть кони, которые у меня в регулярной работе - говорит Дмитрий. - Так, например, войсковой конь Самурай уже почти пять лет работает со мной. Взял я его худым и неумелым трехлетним невзрачным коником. За три года удалось сделать из него одного из лучших и образцовых коней караула ККВ. В данный момент он для меня, как родной, как человек.
Казаки от казаков ведутся
Казачьи традиции Дмитрий чтит не только на службе, но и в семье.
- Многие думают, что казак - это человек, который все время ходит в папахе, в форме, с нагайкой, - говорит краснодарец. - Да, мы надеваем справу (снаряжение для несения службы казаками - прим.ИА KrasnodarMedia) на торжественные мероприятия, для участия в церемониалах, но в обычной жизни - мы такие же как все, просто мы уважаем традиции своих предков, стараемся их сохранить и воспитываем своих детей в уважении к старшим.
Дмитрий считает, что у него типичная казачья семья: супруга-казачка и двое сыновей. Старшему Виктору - четыре года, младший Иван родился недавно.
- В моей семье поддерживаются казачьи основы, - утверждает собеседник. - Например, когда моему старшему сыну исполнился год, я, по старинной казачьей традиции, посадил его на коня, которого крестный провел вокруг храма. В старину казаки всегда смотрели на реакцию малыша. Если мальчишка вцеплялся в гриву и вел себя уверенно, то быть ему лихим наездником. Если плакал или капризничал, то считалось, что будет тихим и спокойным. Если мальчонка падал с коня, то это предвещало ему смерть в бою, когда вырастет. Моему сыну верхом понравилось. Сразу вцепился, пытался выслать коня шенкелем, то есть дать ногой под бок. Сейчас он мне подражает. Мы смотрим фильмы про казачество, я ему много рассказываю про наших предков.
Супруга Дмитрия Дарья работает врачом-педиатром. Познакомились они еще в Комсомольске-на-Амуре. Мужа она поддерживает во всех начинаниях.
- Жена соблюдает православные традиции, казачий уклад, - объясняет Дмитрий. - Она мой тыл. Я ее так и называю - зам по тылу. Она, можно сказать, подает мне патроны. Супруга знает, что в семье должно быть уважение к мужчине. Как в пословице: муж - голова, то есть глава семьи, а жена - шея. Конечное слово - за казаком, но вторая половина может на него повлиять. Главное, чтобы уважали друг друга, а дети росли в любви и радости.
Про воспитание детей Дмитрий говорит философски.
- Не нужно как-то особенно воспитывать детей, они все равно будут похожи на вас, - утверждает казак. - Если они будут видеть, что вы чтите традиции предков, то и сами их будут впитывать. Пусть говорят, что казачество - это не модно. Традиции и мода - это взаимоисключающие вещи. Только одно - мимолетно, другое - вечно. Сказать сейчас, кем станут наши дети - нельзя, но они точно будут похожими на нас. Казаки от казаков ведутся.