06.07.2023 10:14
Культура

Битва экстрасенсов: На экраны выходит залежавшаяся новинка от Родригеса

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №149 (9094)
Есть режиссерские имена, которые воспринимаешь как знак качества. Фильмы Роберта Родригеса "От заката до рассвета" с Джорджем Клуни, "Факультет" с Элайджем Вудом, первые "Дети шпионов" и "Отчаянный" с Антонио Бандерасом стали культовыми для ценителей азартных экшнов. Тем обиднее, когда диаграмма творчества уходит в тревожное пике.
Бен Аффлек и Алиси Брага в "Гипнотике" не завораживают. / kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Предвестием этого были уже конвейерные сериалы и сиквелы, где Родригес, как обычно, выступал мастером-многостаночником, ваяющим фильмы из расхожих киноштампов своими руками - от идеи и сценария до работы с бюджетом, камерой и монтажным компьютером. Еще в 2002 году он задумал и написал сценарий фильма "Гипнотик", но замысел оказался долгостроем - картина снята в 2021-м, на экраны вышла в 2023-м, два года пролежав в неуверенном ожидании премьеры. А, наконец, выйдя, фактически провалилась, вернув из 65-миллионного бюджета едва 6 миллионов. Теперь доход пополнится за счет российских зрителей - фильм на наших экранах.

Это фэнтези. В нем есть все для счастья: азарт игры без правил, фирменная динамика, простенький черный юмор и резкие повороты отвязного сюжета; монтаж чуть более вял, чем обычно, хотя есть рывки - пусть лихорадочные и бессистемные, но формально подстегивающие действие. Бен Аффлек - заметно постаревший и чуть погрузневший - играет детектива Дэниела Рурка, расследующего цепь наглых банковских ограблений. У Рурка прямо на его глазах пропала дочь Минни, и он, почти потеряв разум, начинает ее истерические поиски. Но обнаруживает, что попал в сеть неких экспериментальных махинаций и участвует в программе гипнотического воздействия на людей - в своего рода "битве экстрасенсов".

Сияние нечистого разума. На экраны вышел психологический хоррор "Заклятье. Незаконченная глава"

За ним гоняется могущественный "гипнотик", способный взглядом или прикосновением брать под свой контроль разум жертвы, искривлять вокруг нее пространство - типовый кинозлодей с льдистыми глазами (невозмутимый Уильям Фихтнер из "Черепашек-ниндзя"). Но Рурк находит неожиданного сообщника в лице "экстрасенса из дешевой лавки" Дайаны Крус (конечно, смуглая бразильянка Алиси Брага - могутная и сексапильная одновременно), которая и посвящает его в тайны гипнотизма. Нетрудно догадаться, что Рурк окажется хорошим учеником, и пойдет опять же стандартная для таких фильмов игра в кошки-мышки, когда уже неясно, кто за кем гоняется. А к концу станет неясно, кто из персонажей, положительных и отрицательных, опаснее друг для друга и губительнее для человечества. И можно не сомневаться, что пресловутые семейные ценности восторжествуют над всеми остальными заповедями.

Снято снова в родном Техасе - в Остине с его пивными барами и ковбойскими замашками. И все здесь говорило бы о фирменном, многими любимом "родригесовском" антураже и стиле, если бы свой замысел автор реализовал тогда, в 2002-м. Но теперь, двадцать лет спустя, он смотрится как сколок с таких более поздних фильмов, как "Начало" и "Довод" Кристофера Нолана, предлагающих те же самые приемы искривления реальности на совсем другом смысловом и техническом уровне.

Конечно, в "Гипнотике" нет звериной серьезности "Довода", и некоторый вкус стеба, характерный для Родригеса, делает уже не новую новинку приемлемой - довольно компактный фильм одолеваешь до конца без особой натуги. О былом Родригесе напоминают также несколько эффектных, но на удивление неряшливо придуманных экшн-разворотов, причем именно неряшливость - наиболее точное слово для обозначения качества всего фильма: он чем дальше, тем больше смахивает на полуторачасовое надувательство. Иногда эти повороты кажутся неловкими, чаще - просто глупыми, к финалу доходя до не предусмотренного автором неказистого комизма.

Есть режиссерские имена - как знак качества. Тем обиднее, когда они уходят в тревожное пике

Но это все-таки Родригес - понимаешь, что непроходимо глупо, но при этом нескучно. Все ярко, все напоминает что-то многажды виденное и потому легко глотается. И даже актеры не портят песню - все, кроме главного, Бена Аффлека, который на глазах утрачивает обаяние и сноровку. Конечно, в палитру Родригеса некоторая неуклюжесть всегда входила забавным компонентом, но здесь она пересекла все красные линии. Он любит педалировать свои приколы так, чтобы поразить даже самого рассеянного зрителя - здесь эти усилия многократно умножены и тоже чрезмерны.

Впрочем, все эти особенности его почерка для фанов творчества Родригеса не в новинку - они любят этого автора со всеми его умилительными слабостями и будут кайфовать и от этой прямолинейности, и от этой неуклюжести, и от этой ковбойско-ребяческой лихости и даже от душераздирающе безвкусного финала.

Боевик Роберта Родригеса с Беном Аффлеком "Гипнотик" провалился в прокате
Мировое кино