В день рождения Андрея Васильевича "РГ" совместно с телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция" вспоминает его самые знаменитые роли в кино.
В 1965 году Андрей Мягков закончил Школу-студию МХАТ, был принят в труппу театра "Современник" и одновременно начал карьеру в кино. Немногие знают, что в 1965 году актер пробовался на роль Олега в фильм Генриха Габая "Лебедев против Лебедева", который стал культовым для интеллигенции 1960-х годов. Однако режиссер сделал выбор в пользу Владимира Рецептера.
Дебютом Мягкова в кино стала главная роль в картине Элема Климова "Похождения зубного врача" (1965). Из-за претензий цензуры фильм вышел в ограниченный прокат только в 1967 году, а вскоре вовсе оказался "на полке". Однако именно благодаря этой работе начинающего киноартиста заметил Иван Пырьев, который искал исполнителя роли монастырского послушника Алёши в экранизацию "Братья Карамазовы".
Драма "Братья Карамазовы" была признана лучшим фильмом года по версии журнала "Советский экран", получила специальный приз Московского международного кинофестиваля, "Жемчужный приз" за лучший фильм на конкурсе японской ассоциации любителей кино и была номинирована на "Оскар". Роль Алеши Карамазова Мягков называл своей любимой работой. Она принесла ему первую известность в стране и за рубежом.
Эльдар Рязанов долго искал актера на роль Жени Лукашина, прежде чем ассистент Наталья Коренева посоветовала ему пригласить Андрея Мягкова. Уже во время просмотра режиссер понял, что исполнитель попал "в яблочко". Он окончательно убедился в своем выборе после того, как председатель Госкино Ермаш посмотрел пробы Мягкова и посчитал, что артист на самом деле нетрезв.
Экранизация пьесы Михаила Булгакова "Дни Турбиных" была давней мечтой режиссера Владимира Басова. К выбору актеров он подошел серьезно. После "Иронии судьбы, или С лёгким паром!" Андрей Мягков стал очень популярным артистом, к тому же имел в багаже несколько серьезных драматических ролей. Басов предложил ему роль полковника Алексея Турбина. Позже Андрей Васильевич вспоминал, что испытывал наслаждение от работы на съёмочной площадке этого фильма.
Еще до написания сценария фильма "Служебный роман" Эльдар Рязанов заручился согласием Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова сыграть главные роли. Режиссер считал, что Мягков обладает широким актерским диапазоном и справится с ролью Новосельцева - "современного Акакия Акакиевича", который из затюканного жизнью недотепы превращается в уверенного в себе мужчину.
В сатирической комедии "Гараж" Андрей Мягков создал образ отчаянного защитника справедливости - лаборанта Хвостова. Сделав героя безголосым на протяжении почти всего фильма, Рязанов хотел вызвать к нему сочувствие зрителей, но признавал, что тем самым лишил Мягкова главного актерского инструмента и поставил в менее выгодные условия по сравнению с партнерами по площадке.
В роли Карандышева для экранизации пьесы Островского "Бесприданница" Эльдар Рязанов видел только Андрея Мягкова. Режиссер рассчитывал на обаяние артиста, поскольку хотел показать противоречивую натуру персонажа и не собирался выставлять его полным ничтожеством. "Жестокий романс" стал четвертой по счету и последней работой Мягкова с Рязановым.
Народный артист Андрей Мягков