09.07.2023 13:39
Культура

В музее Пушкина открылась выставка о том, во что играли известные писатели в детстве

Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №149 (9094)
Как на писателей действует то, что их окружает - эту тему Государственный музей А.С. Пушкина исследует уже несколько лет на межмузейном уровне. И если темы предыдущих выставок - "С ружьем и лирой. Русская литература и охота" в 2018 и "Музы русских писателей" в 2021 касались не всех мастеров русской словесности, то открывшаяся экспозиция "Детство писателей" по определению оказалась обширнее предыдущих. Выставка, в которой приняло участие более 30 музеев из разных регионов страны, занимает три зала Московского дома поэта на Пречистенке.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Детство писателей" в музее Пушкина

"Я сын страданья. Мой отец / Не знал покоя по конец./В слезах угасла мать моя; От них остался только я". Михаилу Лермонтову было, что вспомнить о своем детстве: мать умерла, когда сыну было два года, он жил в имении бабушки, не допускавшей к Мише отца. Но Елизавета Алексеевна старалась, как могла, развивать способности внука: в воссозданной за стеклом обстановке, в которой рос поэт - его рисунок из музея в Тарханах, коробка с красками, стол начинающего художника, чей талант позже достиг известных высот.

Бубуша, Бубинька, Бубочка - так Евгения Боратынского звали и родители, таким выглядит и на детском портрете. Но кротость и доверчивость, точно переданные художником, дорого обошлись будущему поэту: в пажеском корпусе лихая компания, с которой он связался, увела у одного камергера дорогую табакерку и 500 рублей. В уголке, отведенном Боратынскому, есть гравюра "Парк в усадьбе Боратынских Мара" - в этой усадьбе от гнева императора укрыла своего Бубушу мать, вырастившая в нем поэта.

Юные Тютчев, Гончаров, Некрасов, Лесков и другие классики-герои выставки росли по-разному и по-разному вспоминали свое детство. Кураторы, выстраивая общую канву экспозиции, дорожили каждой деталью, а там, где трудно или невозможно было отыскать прямые свидетельства, - приводили косвенные, ассоциативные. В разделе, посвященном детству Льва Толстого, удивляешься портрету старого графа из "Войны и мира" - но тут речь, оказывается, о деде писателя, с которого Толстой писал Илью Андреевича Ростова, даже отдав герою отчество деда. Вот "билетцы", которыми мать награждала брата Льва Толстого Николеньку за успехи в поведении - самые настоящие. А как "показать" Есенина, если его детских фото не сохранилось (если они вообще были)? Только через предмет, непосредственно связанный с детством поэта - и вот за стеклом пенал из карельской березы начала прошлого века. Сразу ассоциация: Есенин, березы, любовь к Родине…

Вот пазлы того же XIX века из цветного картона, "Настольный крокет" из Франции, наборы для рукоделия, которым позавидовала бы и современная девочка. А дальше идет набор солдатиков "Русские казаки" из того же картона (сделанные в Германии), сложные механические игрушки - детский патефон, пишущая машинка…

Дом-музей М.Ю. Лермонтова воссоздал именины Николая Гоголя 1840 года

Это все, конечно, были развлечения для детей богатых родителей. Проблему социального неравенства на выставке тоже показали, в зале, посвященном XX веку.

"Стихи о Красной Армии", "По следам Робинзона", "Сказки Киплинга" - это уже не "типология", а те самые, зачитанные в детстве современным классиком Высоцким в 50-х, книги. И на их выцветшие переплеты и лоснящиеся страницы смотришь с не меньшим интересом, чем на выставленный в центральной витрине главный экспонат выставки - тоже подлинную "Лошадку", игрушку начала XIX века, спасенную от гибели специалистами научно-реставрационного центра им. Грабаря.

Литература Музеи и памятники