По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Альберта Каримова, уже к 2035 году запланировано создание и внедрение национальных программных продуктов для автономных и подключенных автомобилей, а также разработка и запуск новых серийных платформ для автоматизации транспортных средств всех сегментов: легкового, общественного и грузового. А уже к 2025 году запустят полигон автономной техники, на создание которого выделили 4,5 миллиарда рублей. Параллельно разрабатываются стандарты в части безопасности и программного обеспечения, обмена информацией и ее защите.
С точки зрения перспектив развития, отметили эксперты, важной является не только сфера легковых автомобилей, но и отрасли тяжелого и сельскохозяйственного машиностроения, рельсового транспорта. Отдельное внимание уделили автоматизации трамваев.
О "ренессансе" рейсового транспорта рассказала Ксения Белышева, представитель компании, специализирующейся на производстве городского электротранспорта.
Как писала "РГ, на выставке экспонируется трамвайный вагон, который обладает системой активной помощи водителю, он уже эксплуатируется в Санкт-Петербурге. Человек в кабине в перспективе может стать лишь оператором, наблюдающим за автономной работой беспилотной системы.
Самая большая проблема в развитии автоматизации трамваев, по словам Белышевой, это отсутствие утвержденных нормативно-правовых документов, которые устанавливали бы стандарты проектирования, конструирования и сертификации этого вида транспорта. Однако разработка технологий активно ведется и, вероятно, в ближайшем будущем страна сможет перейти к автоматизированным трамваям. Это станет шагом к созданию максимально безопасного транспорта, так как аварии зачастую случаются именно из-за человеческого фактора.
Среди основных тенденций развития транспорта спикеры выделили снижение стоимости жизненного цикла, повышение надежности и простоту эксплуатации техники. Современное поколение ставит в приоритет минимализм, компактность и мультимедийность технических систем, поэтому важно модернизировать транспорт, основываясь на этом.
Отдельно обсудили альтернативные виды энергии, например, водородные накопители, которые внедряются в производство; зарядные станции, которые в перспективе также получат распространение. Спикеры отметили, что ИИ необходимо использовать не только в сфере транспортного управления, но и для анализа данных беспилотников, для оперативного решения возникающих в их работе проблем.
По прогнозам специалистов, активная модернизация транспорта ожидается уже к 2025 году. В одних сферах развитие будет проходить быстрее, в других - медленнее. Однако завершение эволюции во внедрении ИИ в транспортную сферу планируется уже к 2040 году. Вместе с тем необходимо модернизировать и инфраструктуру в целом.
Отсутствие стандартизированных баз по нормативам несколько усложняет развитие беспилотного транспорта в стране. Определенные барьеры создают настороженное восприятие обществом искусственного интеллекта, недоверие и страх людей перед новыми технологиями. Однако их не стоит бояться. Внедрение инноваций заметно упрощает жизнь и в перспективе способно сделать ее лучше.
Корреспондент "РГ" осмотрел экспозицию выставки "Иннопром" накануне открытия