Особенности взаимодействия киношников и промышленников обсуждали люди в мире культуры известные: худрук театра Олега Табакова Владимир Машков, гендиректор "Централ Партнершип" Вадим Верещагин, директор по развитию Свердловской киностудии Евгений Григорьев. В дискуссии "Герои за кадром: как снимать индустриальное кино" приняли участие и представители нескольких российских предприятий. Обе стороны сошлись во мнении: сотрудничество им необходимо.
Советские кинематографисты ехидно называли документальные фильмы о производстве "болтами в томате". Понятно, что рассказывать им приходилось в основном не о реальной жизни заводских коллективов - в центре внимания было выполнение пятилетних планов и победы в соцсоревновании. Но даже в таких политически ангажированных фильмах на экранах появлялись настоящие люди труда, за лозунгами и заученными речами можно было увидеть условия их работы и жизни.
Показывали индустриальную хронику обычно в кинотеатрах - перед художественными фильмами. Но постепенно эти киножурналы вытеснили рекламные ролики магазинов и ресторанов, анонсы новых кинолент. Да, время другое. Но оказалось, что кинематографистам не хватает фактурных съемок на фоне огненных брызг и больших механизмов, а еще острее ощущается дефицит негламурных, жизненных человеческих историй. В то же время производственники заметили, что отсутствие их тем в кино не способствует повышению упавшего ниже нуля престижа рабочих профессий.
Вопрос: как снимать индустриальное кино в наше время?
- С новым поколением нужно говорить на ином языке, репортажами или статьями мы молодежь в индустрию не привлечем. Поэтому мы сняли два документальных фильма. Работа была сложной, съемочная группа из 15 человек два месяца буквально жила в карьере и следила за производством, - рассказала Юлия Мазанова, заместитель гендиректора крупной металлургической компании, запустившей собственное видеопроизводство.
Кинематографисты тоже проявляют интерес к промышленной сфере. Например, появился документальный фильм "Руками" кинокомпании "Первое кино", который вышел в онлайн-кинотеатрах осенью 2022 года. Об отношении к жизни и работе, о трудностях и мечтах рассуждают слесарь, сталевар, мебельщик, обувщик и другие представители рабочих специальностей. Режиссер Евгений Григорьев привлек к работе молодых коллег, которые нашли удивительно глубоких и очень разных героев. Сейчас Евгений, уже как директор по развитию Свердловской киностудии, говорит о масштабных "индустриальных" планах творческого коллектива.
- Я уверен, будет создано не что-то похожее, а совершенно новое и оригинальное. Кинематографистам интересно рассказывать о людях, которые в конце своего рабочего дня могут предъявить осязаемый результат труда. Это не просто какая-то концепция или текст, это нечто такое, что можно потрогать руками, увидеть, почувствовать. В наших планах - полнометражная картина об одном из предприятий региона, о философии труда, созидания. На ее производство может уйти от двух до пяти лет, - рассказывает он.
С одной стороны, киношники и промышленники проявляют взаимный интерес. С другой - их желания совпадают не полностью. Представители предприятий хотели бы показать наукоемкое современное производство, привлекательное для молодежи, - именно такие фильмы они готовы поддерживать финансово. Кинематографистов же интересует не рекламная картинка, а "жизнь, как она есть" - с проблемами, конфликтами, несовершенствами. Им не хочется снимать агитки. И, разумеется, в центре новых историй должен быть человек.
- Нужно фиксировать время в регионе, где находится киностудия, видеть, что созидается вокруг нас, какие процессы происходят. А они часто драматичны. Создавать что-то материальное - не пост в социальной сети написать, это порой связано с тяготами и лишениями, когда не хватает ресурсов, людей, нужно принимать неожиданные решения и совершать нетривиальные поступки. Это и есть драматургия, реальные живые люди, - объясняет Григорьев.
Начиная дискуссию, на ПМЭФ вспомнили с ностальгией "Весну на Заречной улице", "Девчат" и даже "Москва слезам не верит", хотя эту оскароносную ленту трудно назвать производственным фильмом. То есть в советских художественных лентах романтический ореол вокруг человека труда создавали, не показывая идеальные условия работы, а рассказывая жизненные истории. Выходит, советские подходы не так уж устарели? Но вот готовы ли собственники заводов сегодня спонсировать такие ленты, пока непонятно.
Пропагандировать рабочие специальности взялись смежники кинематографистов - телевизионщики. Например, на екатеринбургском "Четвертом канале" при поддержке президентского фонда культурных инициатив создают серию роликов о профессиях, востребованных в регионе. "Тружусь и горжусь" - так назвали проект. 40 трехминутных роликов о людях, увлеченных своим делом, показывают в телеэфире и размещают в соцсетях. Чтобы составить список дефицитных профессий, журналисты обратились за помощью в службу занятости. Конечно, в первую очередь речь шла о рабочих специальностях - промышленности региона не хватает примерно 15 тысяч человек. В роликах, снятых в заводских цехах, можно увидеть, с каким разнообразием технологий и сложных задач встречаются каждый день современные рабочие. Но среди профессионалов, которые делятся тонкостями ремесла, были и доярка, и пожарный, и инкассатор.