12.07.2023 23:27
Экономика

Аналитики предложили способ сокращения бюджетных расходов

Текст:  Кирилл Каштанов
Расходы бюджета растут из-за высоких процентных ставок, считают аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). С 2021 по 2023 год только траты на субсидирование ипотек с господдержкой увеличились более чем в 13 раз, говорится в исследовании, которое есть в распоряжении "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU

Для сокращения бюджетных расходов эксперты предлагают снижать ставки по кредитам и упростить включение бумаг корпоративных клиентов в Ломбардный список.

Расходы бюджета

С 2014 года Правительство РФ стимулирует экономику за счет поддержки населения и финансовых организаций, чтобы компенсировать высокие ставки и сделать кредиты доступнее. Расходы на такие цели в последнее время составляют 600-800 млрд рублей ежегодно, отмечают аналитики ИКСИ.

Траты на обеспечение доступных заемных средств выросли со 165 млрд руб. в 2019 г. до 763 млрд руб. в 2021 г. - примерно в 4,6 раза. В предыдущем году расходы составили почти 685 млрд, а в этом планируются на уровне 560 млрд.

Расчеты ИКСИ показывают, что расходы за последние годы резко выросли из-за высокой ключевой ставки. Аналитики выделяют две категории, куда направляются средства. С одной стороны, они идут на субсидирование процентных ставок, выплат купонного дохода и лизинговых платежей. С другой - на взносы в капитал и вклады в имущество ключевых участников рынка.

Силуанов: РФ выходит по нефтегазовым доходам на базовый уровень, учтенный в бюджете

"Фактическими получателями средств все чаще становятся не сами заемщики, а банки и лизинговые компании, предоставляющие кредиты со сниженной ставкой или скидки по лизинговым платежам", - следует из исследования.

По данным ИКСИ, 35-40% таких расходов идет в Минсельхоз на субсидирование агропромышленного комплекса. Минфин тратит около 30% на администрирование ипотечных программ. Минпром - около 15% на субсидии промышленности. Исключением стал 2021 год, в котором 64% расходов пришлось на Минэкономразвития только в рамках одной программы. Тогда, чтобы поддержать юрлиц и ИП после карантинных ограничений, потратили рекордные 421 млрд рублей.

Как ранее отметил глава Минфина Антон Силуанов, в бюджете 2022 года рост расходов федерального бюджета по сравнению с прошлым составил более 6 трлн рублей. "Эти деньги были направлены на поддержку граждан и обеспечение экономики всем необходимым в условиях санкционного воздействия", - добавил он.

В продолжение темы поддержки бизнеса Силуанов напомнил, что была предоставлена отсрочка по страховым взносам и просубсидированы кредиты, которые возросли в прошлом году.

"По ключевым отраслям. Это и промышленность, и IT-сектор, строительство, энергетика. Также были продолжены и расширены программы по ипотеке", - доложил глава Минфина.

Субсидирование населения

Аналитики ИКСИ отметили, что в последние годы стали больше тратить на субсидирование кредитов. "Если в 2019 году на поддержку доступности заемных средств для населения направлялось 12,4% суммарных расходов федерального бюджета на эти цели, то в 2023 г. этот показатель должен составить 36,4%", - говорится в исследовании.

Госдума утвердила отчет об исполнении бюджета ФОМС за 2022 год

Аналитики объясняют подобную тенденцию расширением ипотечных программ с господдержкой, увеличением трат из-за высоких ставок и ростом цен на жилье. По данным "СберИндекса", средняя цена за кв. м. на первичном рынке выросла с декабря 2019 по декабрь 2022 почти в 1,9 раза. А расходы федерального бюджета на субсидии по ипотеке с господдержкой (по ставке не более 7% годовых) в 2023 г. составили 73,2 млрд рублей. В 2021 на эти программы выделялось 5,5 млрд, в 2022 г. - уже 44,5 млрд.

Как отмечают аналитики, позиция Центробанка, нацеленная на удорожание займов для уменьшения инфляции, немного отличается от тех решений по развитию экономики, к которым обращается Правительство РФ. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в прошлом году говорила, что льготные программы стоит использовать более адресно, в ограниченных объемах и в ограниченные промежутки времени.

"Увеличение объемов такого льготного кредитования имеет следующие эффекты - часть кредитов становится менее чувствительной к нашей ключевой ставке, то есть денежно-кредитной политике. … Нам приходится держать чуть выше ключевую ставку для того, чтобы добиваться тех же результатов … и при прочих равных это означает более высокие ставки для остальных заемщиков", - объяснила позицию Банка Набиуллина.

В следствие такого противоречия между бюджетной и денежно-кредитной политикой заемные средства для тех, кто не получает поддержку по льготным программам, становятся менее доступными, а бюджетные расходы на субсидирование растут. Таким образом, Правительство и Банк России, поочередно повышающие и ограничивающие доступность кредитов, попадают в "замкнутый круг", - указывается в исследовании.

Силуанов заявил о необходимости при увеличении расходов перераспределить "бюджетный пирог"

Компромиссное решение

В качестве решения аналитики ИКСИ видят обеспечение доступности займов для широкого круга участников "прежде всего за счет денежно-кредитного и банковского регулирования". В данном случае имеется ввиду снижение ключевой ставки Банка России и развитие рынка облигаций за счет упрощения включения бумаг корпоративных эмитентов в Ломбардный список (активы, которые ЦБ готов принять в качестве залога при предоставлении кредитов коммерческим банкам - прим. "РГ"). Это сэкономит средства Правительства и сделает кредиты доступнее, отмечают аналитики. Однако пока рынок ожидает только повышение ставки.

Федеральный бюджет