12.07.2023 07:59
Общество

Учитель года Башкирии Артем Баянов рассказал, как увлечь детей учебой

Текст:  Айгуль Камаева
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №152 (9097)
Логарифмы, синусы и косинусы, тригонометрические уравнения, задачи с параметрами - зачем их знать и уметь решать, ведь они не понадобятся в обычной жизни? Этот вопрос школьники часто задают взрослым. Именно с него мы и начали разговор с учителем года Башкортостана-2023 Артемом Баяновым. Он преподает математику в уфимской гимназии N39 имени А.Ш. Файзуллина.
Артем Баянов утверждает, что он никогда не променяет профессию учителя ни на какую другую. / Айгуль Камаева/ РГ
Читать на сайте RG.RU

- Согласен, что многие темы, изучаемые на алгебре и геометрии, кажутся далекими от жизни, абстрактными. Однако именно математика приводит ум в порядок, учит логически мыслить, выискивать и исправлять ошибки и находить новые способы решения тех или иных жизненных задач, не бояться трудностей. Решение уравнений, задач с логарифмами и параметрами дают навыки, которые позволяют четко ставить перед собой цели и идти к их достижению, - считает Артем Равилевич.

Здесь мое место

Артема Баянова уже нельзя называть "молодым" специалистом. Ему 33 года, педагогический стаж - 11 лет, а за плечами участие в двух профессиональных конкурсах "Учитель года Башкортостана". В 2018 году он стал лауреатом, а уже в 2023-м - победителем. Но во время разговора о школе и учениках, глаза Артема Баянова до сих пор "горят" как у молодого учителя-энтузиаста. Он не скрывает, что любит свою работу, хотя в юности мечтал совсем о другой карьере.

- Я хотел стать актером, но родные настояли на более практичной профессии. В итоге поступил на математический факультет Башгосуниверситета, и не жалею. Главное приобретение от учебы на матфаке - моя супруга. Мы поженились на четвертом курсе и сегодня воспитываем двоих детей. После окончания университета, я, не раздумывая, пошел работать в школу, где можно проявить себя не только с профессиональной точки зрения, но и творчески. Здесь каждый день я как будто выхожу на сцену перед своими постоянными зрителями-учениками, чье внимание нужно удержать. Школа - это, несомненно, мое место. Никогда и ни за что не променяю профессию учителя на другую, - уверенно заявил Артем Равилевич.

Интересно, что уже в первый год после выпуска из университета и трудоустройства в уфимскую школу N130 ему дали вести уроки в двух девятых классах. По словам Артема Баянова, после этих ребят он уже ничего не боялся. Тогда учитель понял, что повышение голоса на уроке - недейственный метод, так как дети быстро привыкают к такому стилю общения. Тогда найти подход к ребятам молодому специалисту помогли старшие коллеги и книги по педагогике, которые он штудировал каждый вечер после работы. Кстати, на следующий год ему поручили обучать 10-й и 11-й классы. А пару лет назад Артем Равилевич попробовал себя еще и в роли директора школы.

В России появится кодекс защиты чести и достоинства учителя

- Когда меня назначили директором лицея N42, я стал вести уроки математики лишь в одном классе. Чувствовал себя "урокодателем", а не учителем, ведь сразу после звонка должен был проводить совещания и участвовать в различных встречах. Это было похоже на день сурка. Меня хватило на полтора года. Потом пригласили работать в гимназию N39, и я вернулся к любимому делу - учительству, - рассказал Артем Баянов.

Найти ключик

По мнению героя нашей публикации, самое сложное в работе учителя - это подобрать ключик к конкретному ребенку, найти подход, увлечь, зацепить.

Чтобы сделать уроки интереснее, Артем Баянов часто добавляет в них элементы игры, какие-то жизненные ситуации. Иногда использует черный ящик, внутри которого предмет, который подскажет ребятам тему урока. Но особенно нравятся ребятам викторины или состязания, на которых учитель проверяет, как они освоили пройденный материал.

Ничего против гаджетов Артем Равилевич не имеет: часто использует и интерактивную доску, и другие технические новинки, однако отказываться от обычной школьной доски и мела не собирается. Просто потому, что они всегда под рукой, не "зависнут" и не нуждаются в подключении к электросети.

После того как в прошлом году минпросвещения России рекомендовало отказаться от использования мобильных телефонов на занятиях, учитель с детьми договорились оставлять телефоны у входа в класс. Только перед контрольными изредка бывает, что кто-то пытается положить на стол муляж (неработающие и кнопочные телефоны), но у учителя есть свои эффективные способы выявления таких хитрецов.

- Я стараюсь всегда быть с ними честным, ребята это чувствуют и отвечают тем же, - говорит Артем Баянов.

Экзамен на мотивированность

Не могли мы в беседе с Артем Равилевичем обойти и вопрос единого государственного экзамена. Сам математик не любит использовать на уроках тесты, так как считает, что они не показывают всю глубину знаний детей, однако ЕГЭ поддерживает и считает достаточно объективной формой оценки знаний старшеклассников.

Как фермер и учитель физкультуры спасают в Карелии родной язык

- Когда я сам сдавал ЕГЭ, это был эксперимент. Тогда за нами не следили камеры, а третья часть контрольно-измерительных материалов по математике была полностью тестовой. Сейчас все по-другому, угадать ответ не получится. Я очень рад, что ЕГЭ поделили на базовый и профильный уровни, каждый ребенок делает выбор своего направления, это существенно снижает стресс при сдаче экзамена, - отмечает педагог. - Обыватели говорят, что подготовка к ЕГЭ заключается в "натаскивании" детей, однако для успешной сдачи экзамена необходимо вспомнить весь школьный материал, а не две-три темы. Недостаточно знать шаблон решения той или иной задачи, зачастую нужно включать логику.

Артем Баянов отмечает, что успех сдачи ЕГЭ во много зависит от мотивированности ребенка и его организованности. Даже репетитор может не понадобиться, если старшеклассник по два часа в день уделяет самоподготовке, разбирая и прорешивая задания один за другим.

- Некоторые утверждают, что в заданиях ЕГЭ включают материалы не из школьной программы, но я с таким не сталкивался. Дети говорили про некоторые задачи, что они такого не решали, однако в действительности поменялись только условия, а принцип решения остался прежним. В этом году некоторые задания первой части были проще, чем в прошлом, - подчеркнул Артем Баянов.

Он уверен, что пробудить интерес к учебе можно у каждого ребенка.

- Доверие к учителю, увлекательные уроки и желание добиться большего в жизни побуждают ребят хорошо учиться. Многое зависит от нас, педагогов, однако родители тоже должны поддерживать своих детей и помогать найти цель в жизни. Важно отвечать на вопросы ребят. И когда они спрашивают, зачем им тот или иной предмет или тема, не стоит отмахиваться и говорить: "Нужно и все!" Сегодня школьники живут в атмосфере переизбытка информации и хотят получать практико-ориентированные знания. В наших силах помочь им осознать, в чем польза получаемых знаний, - уверен педагог.

Между тем

Этой осенью Артем Баянов будет представлять республику на Всероссийском этапе конкурса "Учитель года России".

- Для меня этот профессиональный конкурс - способ "выйти из кабинета", не стать обычным "урокодателем", который работает без интереса, а также избежать профессионального выгорания. Он позволяет обменяться опытом и показывает, над какими компетенциями еще стоит поработать. К примеру, после регионального этапа я понял, что нужно "подтянуть" навыки публичного выступления, поэтому теперь хожу на курсы ораторского искусства и актерского мастерства. Я постараюсь сделать все, что в моих силах, для победы в конкурсе, - подчеркнул Артем Равилевич.

Справка "РГ"

Заключительный этап всероссийского конкурса "Учитель года России" 2023 года пройдет с 20 сентября по 5 октября в Московской области. В финале примут участие победители региональных этапов из 89 субъектов Российской Федерации. Первое заочное знакомство с участниками конкурса проходит в формате видеоэссе. По итогам трех туров 5 октября, в Международный день учителя будет объявлено имя победителя.

Образование Башкортостан Уфа