"Муму" знают все с пятого класса. Если коротко пересказывать содержание, хватит нескольких фраз: злая помещица, добрый дворник, несчастная собачка… Пьеса выходит за рамки этой грустной истории. Как выразился Денис Хуснияров, они слегка "похулиганили в хорошем смысле слова", и посоветовал настраиваться на инсценировку Житковского, а не рассказа Тургенева. Кстати, у Ивана Сергеевича "Муму" пишется слитно, а у Алексея раздельно - "Му-Му".
- Когда имеешь дело с таким материалом, всегда хочется раздвинуть границы произведения, - признался Хуснияров. - Конечно, есть хрестоматийные моменты. Но у нас все-таки больше раздумий на тему "Муму" и его автора.
По жанру пьеса обозначена как фантастическая история о животных и людях. Из фантастики, пожалуй, два момента: как спасенная Герасимом собачка превратилась в гимназистку - борца за справедливость Машу и как глухонемой дворник неожиданно заговорил. В остальном постановка близка к социально-психологической драме, где показано не только состояние общества, но и внутренний мир героев. Возьмем, к примеру, барыню. Кстати, в рассказе она безымянная, а в пьесе носит имя матери Тургенева Варвары Петровны, которую, как известно, писатель не любил за своенравный характер. Странная она, эта барыня… Начитается французских журналов и придумывает себе развлечения: то ананасов ей подавай, то канареек с павлинами, а то вдруг улей стеклянный приказала привезти: "Хочу, - говорит, - видеть, как матка со своими работниками управляется. С трутнями этими". Сыгравшая роль богатой вдовы Любовь Савина очень тонко передала противоречивую и чувствительную натуру героини. С одной стороны, это жестокая, деспотичная помещица. Крепостными, доставшимися ей в наследство (целых пять тысяч душ!), распоряжается как хочет: может отдать в солдаты, насильно выдать замуж или женить и отправить "за тридевять земель, за 101-й километр", а может отобрать у них самое дорогое в жизни, как, например, собаку у Герасима. В то же время она обычная женщина, страдающая от одиночества и мечтающая о любви.
В спектакле много смешных моментов, юмора, переходящего в жесткую сатиру и пародию.
- А почему вы разговариваете, если глухонемой? - наступает на Герасима спасенная им Му-Му, сирота и бунтарка Маша (артистка Анна Сараева).
- Раз глухонемой, значит, должен молчать? Ишь ты какая! - возмущается дворник (Алишер Искандаров).
Герасим не просто дворник, а целый министр двора. В поместье его все боятся, поскольку он большой и сильный. Служит исправно. Не любит, когда пьют и воруют. Кучер Антипка Фомич - министр почты, Устинья, жена управляющего Гаврилы Андреича, - министр питания, а сам он - премьер-министр.
- Гаврила Андреич очень теплый, человечный, доброжелательный, открытый, - говорит о своем герое заслуженный артист РФ Сергей Радьков. - И он хочет, чтобы у окружающих его людей все было хорошо. Ради этого безумно старается, но у него не всегда получается. Наш спектакль о любви к человеку и к тем, кто рядом.
Добавим, что, в отличие от Герасима ("Меня бы кто ударил, я бы не стерпел"), управляющий готов покориться судьбе ("Лучше так, чем лебедой питаться").
- Спектакль многогранный, неоднозначный, - подчеркивает Иван Шалиманов, исполнитель двух ролей: отца Тургенева и самого писателя. - Его можно рассматривать с разных сторон и всегда находить что-то новое. Это как книга: сколько ни перечитывай, каждый раз воспринимается по-новому.
По поводу неоднозначности - в точку. При всей живости и комичности постановка заставляет задуматься, особенно над финальной частью, когда Иван читает одно из стихотворений в прозе Тургенева. Как сказал Денис Хуснияров, тем для размышления очень много, и каждый увидит свою.
Премьерой "Му-Му" Курганский театр драмы завершил юбилейный 80-й сезон.