"Очевидно, что на первом этапе необходимо обеспечить кадастровый учет данного участка, для чего необходимо провести кадастровые работы, - заявил депутат, говоря о землях общего пользования. - В процессе кадастровых работ нужно будет уточнить границы земельного участка общего назначения, а также исправить все имеющиеся наложения границ участков (они же называются реестровыми ошибками)".
Если получилось поставить землю на кадастровый учет, остается только один этап - государственная регистрация права собственности. "И вот тут начинается самое интересное, - добавил Чаплин. - В зависимости от правил, обычаев предоставления земельных участков в каждом конкретном регионе земельный участок общего назначения может принадлежать товариществу на праве собственности как юридическому лицу, может находиться на праве коллективно-совместной собственности, а может быть в постоянном (бессрочном) пользовании".
Он уточнил, что разнообразие видов прав, на которых ранее предоставлялись земли общего пользования гораздо шире, но перечисленные встречаются чаще всего.
В случае, если участок общего назначения находится на праве собственности и его собственником является товарищество как юридическое лицо, то можно уточнить границы участка и собственником останется СНТ. В этой ситуации, скорее всего, никаких сюрпризов не ожидается, пояснил парламентарий.
А если у товарищества имеется свидетельство образца 1993 года о праве на землю и в нем указано, что участок предоставлен садоводческому товариществу на праве коллективно-совместной собственности?
"Обратимся к переходным положениям 217-ФЗ, - отметил Чаплин. - Часть 16 статьи 54 гласит, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения СНТ признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, пропорционально площади этих участков".
При этом, продолжил он, часть 4 статьи закрепляет, что земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства, подлежит предоставлению в общую долевую собственность. Речь в данном случае о лицах, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, пропорционально площади этих участков.
"Таким образом, товариществу нужно составить актуальный реестр собственников садовых участков, уточнить площадь данных участков, а затем составить и утвердить реестр распределения долей в праве на земельный участок общего назначения", - пояснил Чаплин.
А как быть с теми собственниками, которые не зарегистрировали права на свои садовые участки; с наследниками, которые правлению товарищества неизвестны? И еще вариант - если у садовода по факту участок больше, чем те самые шесть соток по документам?
"А вот здесь мы обнаруживаем законодательный пробел, так как на данные вопросы ответа закон не дает, - отметил глава дачного союза. - Равно как не отвечает на вопрос о том, как составить реестр распределения долей, если в товариществе приватизированы не все садовые участки (наряду с собственниками есть пользователи и/или арендаторы)".
В связи с этим депутат назвал ряд актуальных вопросов: "Является ли "лицом", упоминаемым в ч. 16 ст. 54 217 закона муниципальное образование, в чьей собственности находится неприватизированный участок или нет? Кроме того, достаточно много товариществ, которые управляют имуществом, расположенным обособленно на разных "полянах". И несмотря на то, что юридическое лицо одно, "поляны" могут находиться на значительном (до нескольких км) удалении друг от друга. Должно ли в этом случае право общей собственности возникать у всех садоводов на все земли общего назначения, или каждая "поляна" будет отдельно разделять свои земли?"
По его словам, ответов на эти вопросы пока нет, поэтому важно законодательно урегулировать такие моменты.