Как объясняет министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова, для участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или огородничества в регионе действует пониженная налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земли. Цена кадастра зависит от многих факторов, в числе которых и расстояние до Москвы, и наличие подъездных дорог, и возможность газификации, и даже состояние экологии. В ближнем Подмосковье кадастровая стоимость сотки земли может составлять и миллион рублей, в дальнем - 10 тысяч. Нетрудно посчитать, что в первом случае хозяева 10 стандартных соток платят в виде налогов порядка 30 тысяч рублей в год, а во втором - 300 рублей.
Но такой расчет применяется лишь в том случае, если участок используется по прямому назначению. А если муниципальный земельный контроль обнаруживает, что на дачном участке вместо грядок развернулось производство пластиковых окон, налоговая ставка автоматически поднимается до 1,5 процента. И налоги возрастают до 150 тысяч и 1500 рублей соответственно. "В этом году в Подмосковье земельные инспекторы должны проверить на целевое использование 274 тысячи земельных участков общей площадью более 700 тысяч гектаров. На сегодняшний момент проверена половина из них", - объясняет Адигамова. Так что 84 тысячи обнаруженных нарушений - цифра, увы, не окончательная.
К слову, чего только на используемой не по назначению земле инспекторы не находят. И пластиковые окна - далеко не самое страшное. Обнаруживали и вредные производства, и добычу полезных ископаемых, и просто свалки, которые собственники земель за мзду позволяли устраивать на своей территории нечистым на руку коммерсантам.
Если речь идет о землях сельхозназначения, власти могут инициировать изъятие участка у недобросовестного собственника и передачу его добросовестному. И такие случаи в регионе уже были. Прецедент был создан еще в 2016 году, когда под изъятие угодила компания, владеющая сельхозземлей у деревни Новлянки в Дмитровском районе. Собственник не только ничего не посадил на пашне, но и снял с нее верхний плодородный слой почвы, что обычно делается для строительства или добычи полезных ископаемых. Неоднократные предписания закопать все обратно и начать сельскохозяйственную деятельность он проигнорировал. Тогда область обратилась в суд, который принял решение землю изъять и продать на торгах тем, кто будет использовать ее по прямому назначению. С тех пор было еще несколько подобных судов, так что механизм борьбы с нерадивыми собственниками на сельскохозяйственных пашнях, можно сказать, отлажен.
А с землями ИЖС и ЛПХ подобная схема не работает. Решение суда может обязать собственника прекратить незаконную деятельность, но не изъять огород. Зато можно поднять налоговое бремя, что и будет сделано. "Нарушителей ждет перерасчет и повышенная налоговая ставка", - обещает министр.