14.07.2023 22:25
В мире

Прокуратура против таможни: вернут ли власти Германии конфискованные у россиян личные автомобили

Текст:  Василий Федорцев
Прокуратура Гамбурга распорядилась вернуть россиянину Ивану Ковалю его личный автомобиль Audi Q3, который был ранее конфискован немецкой таможней под предлогом санкций, действующих в отношении импорта российских товаров. Об этом в пятницу сообщило издание "Фонтанка", опубликовав также письмо, отправленное таможней адвокату Коваля.
/ AP Photo/Matthias Schrader
Читать на сайте RG.RU

В письме содержится только ссылка на "принятое по итогам разбирательства" распоряжение прокуратуры, а также просьба связаться с таможней, чтобы обсудить детали получения автомобиля. Никаких обоснований самого решения и оценок действий таможни, изъявшей машину, в тексте нет. Поэтому пока не совсем понятно, станет ли этот, по всей видимости, первый случай прецедентом, и стоит ли теперь ждать возврата конфискованных автомобилей другим российским гражданам.

Изымать машины с российскими номерами таможня Германии начала еще в мае, при этом некоторым владельцам таможенники грозили еще и уголовным преследованием. Пострадали от действий немецких властей не только туристы, приезжавшие в страну на отдых. Например, у Ивана Коваля, как сообщала ранее та же "Фонтанка", был вид на жительство в Гамбурге, и его машину таможенники забрали прямо от дома.

В начале июля на проблему обратил внимание российский МИД. Посольство РФ в Германии и генконсульство в Гамбурге порекомендовали россиянам временно воздержаться от въезда на территорию ЕС на транспортных средствах с российскими номерами. Официальный представитель МИД Мария Захарова назвала конфискации "правовым произволом", а от Берлина российские дипломаты потребовали объяснений, отмены принудительных мер и немедленного возвращения изъятой собственности владельцам.

Суд на Украине конфисковал две киевские квартиры Артемия Лебедева

Конфискации машин у россиян немецкие таможенники обосновывали постановлением Совета ЕС 833/2014 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации на Украине". Пункт 3i данного документа запрещает покупать, импортировать или перевозить по территории ЕС российские товары, "которые приносят России значительные доходы". В октябре прошлого года в список таких товаров были включены также и легковые автомобили. Однако до недавнего времени личные авто у россиян ни в одной стране ЕС не отбирали - Германия стала первой и пока остается единственной.

По мнению юристов, немецкая таможня слишком широко и ошибочно трактует указанный пункт постановления Совета ЕС. Причина же этой ошибочной трактовки, возможно, имеет лингвистический характер. В английской версии постановления используется слово "import". В немецком языке оно тоже есть, но в переводе документа было использовано более широкое по значению слово "einführen", означающее как импорт товаров с целью продажи, так и просто ввоз.

Немецкие власти, тем не менее, настаивают, что никакой ошибки нет. Неделю назад представитель министерства финансов Германии, которому подчиняется таможня, заявил что конфискации автомобилей представляют собой "реализацию постановления Совета ЕС в соответствии с его формулировкой". При этом он использовал все то же многозначное слово "einführen". А на вопрос, о том, почему подобное происходит только в Германии, представитель минфина ответил, что постановление имеет одинаковую силу на территории всего Евросоюза, но комментировать его исполнение другими странами он не может.

В Германии из-за антироссийских санкций повышают налоги на предприятия

Сама немецкая таможня придерживается аналогичного мнения и утверждает, что товары, находящиеся в санкционном списке ЕС "подлежат принципиальному запрету" и могут быть арестованы или конфискованы при попытке их ввоза. Пострадавшим россиянам, если они считают, что лишились своих машин незаконно, власти Германии при этом порекомендовали подать апелляцию.

Не исключено, впрочем, что минфин и таможня просто не хотят признавать свою ошибку. Тем более, что вся история уже попала в немецкие СМИ, которые также высказывают сомнения по поводу правомерности конфискаций. Чиновникам в этой ситуации ничего больше не остается, как только до последнего утверждать, что они просто действовали "в соответствии с формулировкой".

Решение гамбургской прокуратуры, однако, показывает, что формулировки постановления все же не столь однозначны и их вполне можно истолковать в пользу владельцев машин с российскими номерами. Осталось только подождать и посмотреть, последуют ли за этим первым решением другие такие же.

Германия