В частности, отозван из правительства законопроект сенатора Андрея Клишаса, рассказал "РГ" представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко, на имя которого сенатор направлял документ. Причиной отзыва в письме было указано "для доработки". Законопроект давал право торговать алкоголем в интернете компаниям с лицензией на закупку, хранение и поставку спиртного и (или) лицензией на ее розничную продажу при условии включения сайта продавца в специальный реестр, за который должно было отвечать Росалкогольрегулирование.
В минфине "РГ" рассказали, что в ведомстве не успели подготовить свои замечания по проекту, как он был уже отозван. Впрочем, концептуально минфин выступал за легализацию онлайн-торговли алкоголем. При обеспечении должного контроля поддерживают проект и в минпромторге.
Второй законопроект предусматривает проведение трехлетнего эксперимента по онлайн-продажам российского вина через "Почту России" (пока только в Москве и Подмосковье). Документ был внесен правительством в Госдуму еще весной, но 13 июня его рассмотрение было перенесено на неопределенный срок.
Статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов в интервью "РГ" рассказывал, что в Госдуме высказываются прямо противоположные мнения по поводу онлайн-продаж вина. Не исключено, что эксперимент может вовсе не состояться.
Законопроект об эксперименте пока отложен - это решение Совета Госдумы, сказал "РГ" зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. А по законопроекту Клишаса "идет рабочий процесс". Вероятно, после технической доработки он будет заново внесен в кабмин, предположил Кирьянов.
Если законопроект Клишаса будет принят, очевидно, что эксперимент уже не понадобится. В этом случае доступ к онлайн-продажам смогут получить крупные маркетплейсы и ретейлеры. На чем и настаивали участники рынка.
Сейчас продавать алкоголь в интернете нельзя. Согласно результатам исследования НИФИ минфина, объем рынка интернет-продаж алкоголя составляет около 30 млрд рублей. По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля фальсификата в серой зоне составляет 53%. То есть государство теряет огромные средства, а потребители рискуют здоровьем, покупая сомнительный алкоголь онлайн. Проведение эксперимента с "Почтой России" "выключит" из этого процесса легальных продавцов еще на три года.
При этом непонятно, кто будет покупать алкоголь через "Почту", если в любом магазине выбор гораздо больше и вино не надо ждать неделями. Легализация онлайн-продаж алкоголя через крупных операторов могло бы куда более существенно поддержать и российских виноделов, которые сейчас находятся в непростой ситуации. В последнее время российский рынок оказался затоварен вином - вопреки ожиданиям, импорт вырос, отечественные виноделы тоже увеличивают объемы производства. По оценке НИФИ минфина, с учетом рентабельности виноделов в 12-13% снятие ограничений на продажу алкоголя через интернет позволит повысить выручку до 20% и рентабельность до 18-22%. А вместе с увеличением пошлин на импорт, которое сейчас рассматривается в минэкономразвития, это могло бы дать двойной эффект.