Как рассказал на слушании автор законопроекта Антон Горелкин, документ призван ликвидировать дискриминацию граждан со стороны цифровых платформ. Последние применяют рекомендательные алгоритмы не только для повышения пользовательского опыта, но и для сбора данных, которые потом используются в различных целях. Такие системы собирают и анализируют данные о пользователе и предлагают ему персонифицированный контент. Цель законопроекта - сделать эти механизмы прозрачными и не допускать их применения в незаконных целях. Работа над законопроектом ним шла три года, за это время аналогичные законы были приняты в Китае, США, ЕС.
В рамках законопроекта предлагается защитить права пользователей через информирование пользователей об основных правилах работы рекомендательных алгоритмов на ресурсе. Сервисы должны содержать описание механизма рекомендаций и сведений, которые он собирает и использует, с указанием источника их получения.
Председатель комитета Александр Хинштейн отметил, что законопроект своевременен и не будет неожиданностью для отрасли.
"Попросим коллег ставить законопроект на голосование в Госдуме до конца весенней сессию. При его обсуждении мы объединили и консолидировали мнения представителей: законодательной власти, бизнеса, профильных экспертов. Он направлен на решение главной задачи - защиту интересов россиян в цифровой среде", - заявил он.
Хинштейн добавил, что в законопроекте учтены пожелания представителей отрасли - крупных российских маркетплейсов и платформ социальных сетей.
Позицию Роскомнадзора выразил заместитель руководителя ведомства Милош Вагнер, по его словам, основная задача - защитить пользователей от злоупотреблений такими алгоритмами.
"Как известно, большая часть рекламы и, в широком смысле, контента в сети "Интернет" предоставляется пользователям не случайно. Проводится анализ сведений о человеке, о его поведении, предпочтениях, действиях. Без сомнения, такие сведения являются персональными данными. Сегодня сложилась практика, когда владельцы ресурсов включают в условия использования сбор данных и их анализ. Фактически введен принцип "соглашайся или уходи", причем зачастую человек не может себе позволить не использовать сервис. Редко обычные пользователи осознают, на что соглашаются. В этих условиях регулирование технологий, позволяющих владельцам ресурса персонифицировать предоставление контента, вплоть до манипуляций и погружения в "информационный пузырь", представляется актуальным и своевременным", - заявил Вагнер.
Замглавы Минцифры Бэлла Черкесова в свою очередь так же заявила о поддержке ведомством законопроекта, что выразилось в подготовке положительного отзыва Правительства. Однако отметила, что необходимо сделать два важных уточнения. По ее словам, необходимо прописать сроки, в которые владелец ресурса обязан исполнить предписание Роскомнадзора и устранить нарушения. И срок, в течение которого Роскомнадзор обязан провести проверку исполнения предписания и разблокировать ресурс.
Участвовавшие в обсуждении представители отрасли сообщили, что большинство их пожеланий были услышаны в процессе подготовки законопроекта. Как отметил директор по аналитике АНО "Цифровая экономика" Карен Казарян, дальше будем смотреть на правоприменительную практику. Конкретные вопросы возникли у представителей "Яндекса". Игорь Алексеев, директор по работе с госорганами "Яндекса" отметил, что на сегодняшний день остается неурегулированным вопрос с ответственностью третьих стороны - например, тех площадок, где размещаются блоки Рекламной сети "Яндекса". Этот инструмент содержит в себе рекомендательные алгоритмы и при прямом прочтении, нести за него ответственность и размещать информацию о том, как работают алгоритмы, должна будет площадка, где может в принципе не использоваться подобных инструментов. Александр Хинштейн предложил участникам отрасли подготовить конкретные предложения ко второму чтению.
Кроме того, замглавы Роскомнадзора Милош Вагнер сообщил, что ведомство подготовило и направило участникам рынка два проекта нормативно-правовых актов для ознакомления. Они должны регулировать то, как будут информироваться пользователи о использовании рекомендательных сервисов и то, как будет выстраиваться взаимодействие площадок и регулятора. Как отметил Хинштейн, это необходимо для того, чтобы участники рынка могли подготовиться к вступлению в силу закона. Как ожидается, это может произойти уже 1 октября.