18.07.2023 13:06
Экономика

Комитет Госдумы по информполитике поддержал законопроект о регулировании рекомендательных сервисов

Текст:  Олег Капранов
В Госдуме на заседании Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи обсудили проект закона о рекомендательных алгоритмах. Законопроект разработан замглавы комитета депутатом Антоном Горелкиным. По результатам обсуждения комитет поддержал принятие законопроекта о рекомендательных технологиях в первом чтении.
Читать на сайте RG.RU

Как рассказал на слушании автор законопроекта Антон Горелкин, документ призван ликвидировать дискриминацию граждан со стороны цифровых платформ. Последние применяют рекомендательные алгоритмы не только для повышения пользовательского опыта, но и для сбора данных, которые потом используются в различных целях. Такие системы собирают и анализируют данные о пользователе и предлагают ему персонифицированный контент. Цель законопроекта - сделать эти механизмы прозрачными и не допускать их применения в незаконных целях. Работа над законопроектом ним шла три года, за это время аналогичные законы были приняты в Китае, США, ЕС.

В рамках законопроекта предлагается защитить права пользователей через информирование пользователей об основных правилах работы рекомендательных алгоритмов на ресурсе. Сервисы должны содержать описание механизма рекомендаций и сведений, которые он собирает и использует, с указанием источника их получения.

Председатель комитета Александр Хинштейн отметил, что законопроект своевременен и не будет неожиданностью для отрасли.

"Попросим коллег ставить законопроект на голосование в Госдуме до конца весенней сессию. При его обсуждении мы объединили и консолидировали мнения представителей: законодательной власти, бизнеса, профильных экспертов. Он направлен на решение главной задачи - защиту интересов россиян в цифровой среде", - заявил он.

Хинштейн добавил, что в законопроекте учтены пожелания представителей отрасли - крупных российских маркетплейсов и платформ социальных сетей.

Позицию Роскомнадзора выразил заместитель руководителя ведомства Милош Вагнер, по его словам, основная задача - защитить пользователей от злоупотреблений такими алгоритмами.

"Как известно, большая часть рекламы и, в широком смысле, контента в сети "Интернет" предоставляется пользователям не случайно. Проводится анализ сведений о человеке, о его поведении, предпочтениях, действиях. Без сомнения, такие сведения являются персональными данными. Сегодня сложилась практика, когда владельцы ресурсов включают в условия использования сбор данных и их анализ. Фактически введен принцип "соглашайся или уходи", причем зачастую человек не может себе позволить не использовать сервис. Редко обычные пользователи осознают, на что соглашаются. В этих условиях регулирование технологий, позволяющих владельцам ресурса персонифицировать предоставление контента, вплоть до манипуляций и погружения в "информационный пузырь", представляется актуальным и своевременным", - заявил Вагнер.

Замглавы Минцифры Бэлла Черкесова в свою очередь так же заявила о поддержке ведомством законопроекта, что выразилось в подготовке положительного отзыва Правительства. Однако отметила, что необходимо сделать два важных уточнения. По ее словам, необходимо прописать сроки, в которые владелец ресурса обязан исполнить предписание Роскомнадзора и устранить нарушения. И срок, в течение которого Роскомнадзор обязан провести проверку исполнения предписания и разблокировать ресурс.

Участвовавшие в обсуждении представители отрасли сообщили, что большинство их пожеланий были услышаны в процессе подготовки законопроекта. Как отметил директор по аналитике АНО "Цифровая экономика" Карен Казарян, дальше будем смотреть на правоприменительную практику. Конкретные вопросы возникли у представителей "Яндекса". Игорь Алексеев, директор по работе с госорганами "Яндекса" отметил, что на сегодняшний день остается неурегулированным вопрос с ответственностью третьих стороны - например, тех площадок, где размещаются блоки Рекламной сети "Яндекса". Этот инструмент содержит в себе рекомендательные алгоритмы и при прямом прочтении, нести за него ответственность и размещать информацию о том, как работают алгоритмы, должна будет площадка, где может в принципе не использоваться подобных инструментов. Александр Хинштейн предложил участникам отрасли подготовить конкретные предложения ко второму чтению.

Кроме того, замглавы Роскомнадзора Милош Вагнер сообщил, что ведомство подготовило и направило участникам рынка два проекта нормативно-правовых актов для ознакомления. Они должны регулировать то, как будут информироваться пользователи о использовании рекомендательных сервисов и то, как будет выстраиваться взаимодействие площадок и регулятора. Как отметил Хинштейн, это необходимо для того, чтобы участники рынка могли подготовиться к вступлению в силу закона. Как ожидается, это может произойти уже 1 октября.

Маркетплейсы выразили готовность бороться с контрафактом совместно с ФАС
Бизнес Отрасли Сервисы Нейросети Госдума Роскомнадзор