18.07.2023 17:59
Общество

Отсутствие нужной инфраструктуры в Ленобласти тормозит развитие экологического туризма

Текст:  Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №156 (9101)
Интерес к экологическому туризму переживает бурный рост. Желающих отдохнуть на природе с каждым годом становится больше, и особенно это стало заметно после пандемии.
Читать на сайте RG.RU

Причин несколько: и резкое уменьшение возможностей зарубежных поездок, и возросшее желание дышать свежим воздухом, чтобы восстановить здоровье после перенесенного коронавируса, и тот факт, что все-таки в экологическом туризме больше возможностей потратить на отдых меньшие суммы. Однако развитие инфраструктуры явно запаздывает: остро не хватает парковок, мини-отелей, кемпингов, точек проката туристического инвентаря, стационарных туалетов, даже информационных указателей. И - общей культуры туристов.

Возьмем, к примеру, экомаршруты (экотропы). Официально таковых на территории Ленинградской области уже 42, а до конца года откроются еще пять. Несколько маршрутов есть и на территории Санкт-Петербурга.

Одна из самых популярных - экотропа заказника "Сестрорецкое болото" протяженностью всего 3,5 километра. Проходит как по болоту, так и по береговым высоким валам, где много тысяч лет назад перекатывало волны древнее море. У болота солидный возраст - в зависимости от участков от трех тысяч до десяти тысяч лет. То есть почти таким его видели наши далекие предки. Крепкие широкие настилы по сырым участкам и лестницы по крутым скользким склонам делают маршрут безопасным. Вдоль маршрута расположены указатели и информационные стенды. Можно узнать, что растет, кто живет, а если повезет, то и увидеть редких для этих мест птиц и зверей. Но вот добраться до тропы не так-то просто. От ближайшей железнодорожной станции Белоостров нужно преодолеть реальный квест. Нет указателей к тропе, и дорогу, весьма замысловатую и проходящую вдоль садоводств, надо спрашивать у местных жителей. Если едете на машине, ее придется оставлять рядом с домами местных жителей, крайне недовольных таким соседством.

Аналогичная ситуация с "Комаровским берегом", на дороге рядом с которым паркуются многочисленные автомобили. Все вышесказанное относится и к большинству других троп. К тому же общественный транспорт к ряду троп не подходит в принципе. Нужно ехать с пересадками либо приличные расстояния преодолевать пешком. Многие заказники расположены далеко от Петербурга, и поехать на один день в них тяжело. То есть нужны места для ночлега.

На премию Росприроднадзора "Экология-дело каждого" поступило рекордное количество заявок

- Я бы сказала, нехватка мини-отелей, расположенных рядом с национальными и природными парками, проблема номер один. Природа - это хорошо, однако жить неделями в палатке, без стандартного набора комфорта и заветного "все включено" - не для каждого туриста, - отмечает Елена Есина, член экспертного совета при комитете Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Кемпингов также не хватает. Таковых на территории области всего 65 (включая палаточные лагеря, глемпинги, глемпинги на воде). Не говоря уже о стационарных туалетах, кафе, пунктах проката туристического инвентаря, детских площадках. Эти вопросы решать сложно, так как из-за статуса особо охраняемых природных территорий (ООПТ) привлечь инвесторов практически невозможно. Впрочем, с сентября начнет действовать Федеральный закон об экологическом туризме на ООПТ, все-таки разрешающий возведение объектов для временного размещения, культурного и экологического просвещения. Также можно будет при определенных условиях ставить точки общепита и бытового обслуживания. Но опять-таки - насколько инвесторам будет интересно вкладывать средства в территории, расположенные далеко от города и до которых крайне неудобно добираться?

На данный момент эксперты считают: хотя природно-ресурсный потенциал ООПТ очень большой, используется он крайне фрагментарно и ограниченно. Если бы задействовать больше потенциальных точек для туристических локаций, можно было бы "рассредоточить" туристов по большему числу мест. То есть не получалось бы как сейчас: где-то, что называется, яблоку негде упасть, а где-то пусто, хотя территория ничуть не уступает по красоте более "раскрученной".

Отсутствие нужной инфраструктуры в Ленобласти тормозит развитие экологического туризма

- Для развития экотуризма в Ленобласти можно было бы разработать комплекс серийных мероприятий в дни популярных праздников (Новый год, Масленица и прочие) как раз на природных территориях, к которым хотим привлечь внимание потенциальных туристов. Примером успешной реализации такой деятельности может стать памятник природы Саблинские пещеры, - подчеркнула Елена Есина.

Также на повестке дня создание специальных троп и участков троп, предназначенных именно для детей. Есть же, например, детская экотропа "У Лукоморья" в заказнике "Северное побережье Невской губы" и специальные участки для детворы на экомаршруте "Мыс Киперорт". Также можно разработать тематические экскурсии, связанные со школьной программой, - в соответствии с федеральным экскурсионно-образовательным проектом "Живые уроки".

Есть и еще огромный вопрос, который непонятно как и решать. Культура и элементарная экологическая грамотность населения. Граждане оставляют после себя мусор, вытаптывают редкие растения, ездят на велосипедах там, где это строжайше запрещено.

Мнение

Юрий Шевчук, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации "Зеленый Крест":

- Для развития экологического туризма, направления достаточно нового, нужно создавать инфраструктуру: парковки, кафе, туалеты и прочее. Без этих элементарных вещей говорить о серьезном развитии направления невозможно. Кроме того, нужно активно продвигать бренды той или иной территории. Это не обязательно корюшка и пряники. Им может стать даже огромный валун, с которым связаны легенды, истории. И чтобы каждый турист имел возможность приобрести сувенир с изображением того же валуна. Природные объекты молчат, они не могут себя рекламировать. Сделать это - задача человека. Также нужны новые программы, в которых говорилось бы не только о природе, но и о том, что здесь и в округе изменил человек. О том, как использовались лесные богатства, о том же бортничестве, о земледелии и прочем. Чтобы рассказы были комплексными.

Экология Санкт-Петербург Природа