Логика очевидна: частный сектор сильнее государственного пострадал от трехгодичного коронакризиса, ему сложнее восстанавливаться. Со стороны другой, именно частный сектор сегодня является хребтом китайской экономики. Он обеспечивает 50 процентов налоговых поступлений, 60 процентов ВВП, 70 процентов инноваций и 80 процентов новых рабочих мест.
Что государство предложило предпринимателям - не оглашается, поскольку встречи проходили за закрытыми дверями. Известно, что в 2021 году государство выдвигало три меры: расширение госзаказа для частного бизнеса через запуск новых госпроектов, стимулирование потребления через массовую эмиссию потребительских ваучеров, снижение налоговой нагрузки на бизнес.
В 2021-м на встречах с премьером предприниматели проголосовали за снижение налоговой нагрузки, и с тех пор государство неуклонно следует этой линии. Так, в минувшем году Китай сократил налоговое бремя на бизнес более чем на 3,5 трлн юаней. В том числе общая сумма возврата НДС превысила 2,4 трлн юаней, общий объем сокращенных налогов и сборов составил более 1 трлн юаней, была предоставлена отсрочка по уплате налогов и сборов на сумму свыше 750 млрд юаней.
В нынешнем году принято решение "продолжить реализацию мер по освобождению от НДС малых налогоплательщиков, у которых месячный объем продаж не превышает 100 тысяч юаней". "В отношении налогоплательщиков, предоставляющих производственные и бытовые услуги, будут осуществлены дополнительные вычеты по НДС в размере 5 и 10 процентов соответственно", - эти задачи закреплены в проекте бюджета на 2023 год.
Однако этого может оказаться недостаточно, и, по всей вероятности, власти рассматривают и другие меры. Об этом свидетельствуют выступления авторитетных китайских экономистов. В частности, с начала года неоднократно раздавались призывы о массовой эмиссии потребительских ваучеров для посткоронакризисного восстановления потребления. Исследователи Национального института финансов и развития еще в феврале предложили эмитировать в 2023 году потребительские ваучеры на сумму 1 трлн юаней. Старший экономист Everbright Securities Гао Жуйдун отмечает, что мультипликативный эффект для потребления будет равен 3,5: "Например, в прошлом году только Шанхай выпустил таких ваучеров на 1 млрд юаней, что позволило увеличить потребление на 3,5 млрд юаней".
Другой вариант - расширение госзаказа для бизнеса через запуск новых проектов, а также расширение льготного кредитования. Экс-министр финансов КНР Лоу Цзивэй на прошлой неделе призвал центральные власти дополнительно выделить на эти цели 1,5 трлн - 2 трлн юаней ($208 млрд - $277 млрд). По словам экономиста, новый пакет стимулирования экономики повысит дефицит центрального бюджета с 3 до 4,16-4,55 процентов. Средства необходимо направить прежде всего на поддержку малого и среднего бизнеса, который обеспечивает львиную долю рабочих мест по стране. Это обеспечит поддержку занятости, которая является одной из главных задач властей в нынешнем году.
По мнению наблюдателей, пакет мер по стимулированию экономического роста может быть принят в ближайшие два месяца. Экономист Guohai securities Цзинь И прогнозирует, что мы увидим его "до сентября".