19.07.2023 11:55
Культура

На дальнейшую реставрацию здания Биржи требуется 2,5 миллиарда рублей

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №157 (9102)
Завершение реставрации здания Биржи на стрелке Васильевского острова может быть отложено на неопределенный срок. В Государственном Эрмитаже, который планирует разместить в обновленных интерьерах Музей геральдики и наград, осторожно говорят о неопределенности с финансированием. Работы планировалось закончить в 2027 году, но сейчас уверенности в соблюдении сроков ни у кого нет.
Читать на сайте RG.RU

Архитектор Тома де Томон построил этот шедевр, без которого уже невозможно представить парадный Петербург, в самом начале XIX века. При этом красота комплекса Биржи строго функциональна. Например, стилобат (каменное основание для колонн), на котором размещается центральное здание, защищал внутренние помещения от наводнений. Специалисты Эрмитажа уточняют, что во время знаменитого наводнения 1824 года вода как раз стояла вровень со стилобатом.

В советское время здесь размещался Центральный военно-морской музей, который в 2010 году переехал в отреставрированные Крюковские казармы. Здание несколько лет пустовало - в Смольном рассматривали разные варианты его использования, в том числе размещение современной Товарно-сырьевой биржи - и стало стремительно приходить в запустение. Когда в 2014 году его передали Эрмитажу, стало ясно, что приводить в порядок придется все - от фундамента, внутренних конструкций и фасадов до инженерных систем и интерьеров.

- Эрмитаж получил здание не чтобы расширяться, а чтобы спасти его, - подчеркивает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Это спасательные работы.

Около двух лет ушло на обследование и составление плана работ, с 2016 года ведется комплексная реставрация. Начали с усиления оснований фундаментов и, как говорят специалисты, восстановления их сплошности, а также реставрации кровли со стропильной системой, фасадов и цоколя. По словам руководителя проекта реставрации Виталия Лисунова, проведены работы по защите свода, расчистке фасадов, сложнейшие работы по скульптурам. Кроме того, пришлось заменить более 50 процентов штукатурки и кровельное покрытие общей площадью более трех тысяч квадратных метров. В мастерских тем временем воссоздают так называемые оконные заполнения, уже установлено 94 из необходимых 119. Фурнитура на них частично будет подлинной, ее тоже реставрируют.

Костромские реставраторы обнаружили под портретом Петра I изображение неизвестной

Очень многие работы специалистам приходилось проводить вручную. Например, во время реставрации кровли рабочие поднимали наверх и затем несли, сгибаясь, по невысокому чердаку шестиметровые бревна весом под 200 килограммов, необходимые для замены стропил. А воссоздавая дымовые трубы, каждая из которых весит 2,5 тонны, их сначала собирали внизу на площадке, затем разбирали и поднимали вручную на высоту от 22 до 24 метров, а там собирали снова. Всего труб в здании 16 - то есть пересобрать придется 40 тонн кирпича. Правда, функционировать по прямому назначению они уже не будут - на втором этапе реставрационных работ планируется устройство встроенной газовой котельной. А во времена Центрального военно-морского музея, кстати, громадное здание отапливали углем.

В цокольном этаже пришлось снести поздние перегородки, а затем понижать уровень пола до проектной отметки - вывезли более тысячи машин грунта. Сейчас там завершаются работы по укладке подстилающих слоев, гидроизоляции и устройству новой железобетонной плиты основания на площади в пять тысяч квадратных метров.

Исторический цвет здания установили по множественным ленточным расчисткам. По первым, самым ранним слоям удалось установить, что поверх штукатурного слоя был наложен грунт с добавлением пигмента охристо-желтого цвета. И только потом по грунтованной поверхности был нанесен непосредственно красочный слой серого цвета. Именно этот пигмент стал основой для определения исторического цвета фасадов здания. Леса с него полностью снимут к 15 августа, когда завершится реставрация светового фонаря.

Контракт, предусматривавший все перечисленные виды работ и многое другое, завершается - работы осталось на два-три месяца. Новый должен включать усиление внутренних конструкций, модернизацию инженерного оборудования, реставрацию интерьеров - включая камины, двери, часы, люстры и осветительные приборы. На эти цели необходимо не менее 2,5 миллиарда рублей.

- Желательно получить всю сумму сразу, чтобы вести работы одновременно по всему зданию, говорит Лисунов. - Но, скорее всего, выделят только какую-то часть.

Если же денег не будет совсем, то реставрацию придется остановить и законсервировать здание. А это не только дополнительные финансы, но и риск, что все уже сделанные усилия и затраты были напрасны.

СЗФО Музеи и памятники Санкт-Петербург