Напомним, что "РГ" уже рассказывала об этом проекте. Им предлагается заменить 16 из 62 программ подготовки водителей. Причем, по основным категориям. В них предлагается увеличить число часов теоретической подготовки и сократить количество часов вождения. А также ввести возможность обучения по некоторым темам самостоятельно и даже с вариациями для разных регионов, в зависимости от особенностей вождения там. Например, автошколы в горных регионах смогут расширить программу практического вождения. Во всяком случае так считает представитель минпросвещения Татевик Карабекян.
Согласно новым программам, готовить водителей на самую популярную категорию "В" - легковые автомобили - вместо 190 часов общей подготовки предлагается 244. При этом количество практического вождения снижается с 56 до 46. Кроме того, вводится некая самостоятельная подготовка в объеме 40 часов. А это треть времени обучения. И тут возникает несколько вопросов. Кто и каким образом будет контролировать эту самостоятельную подготовку?
Как пояснила Татевик Карабекян, новые программы разрабатывались в связи с тем, что действующие, согласно приказу, заканчивают свое действие в 2025 году. Цель этих изменений - усовершенствование форм и методов учебных процессов.
Однако на этот аргумент довольно серьезное возражение высказал эксперт рабочей группы Дмитрий Попов, который уже более 20 лет преподает основы законодательства в области безопасности дорожного движения. По его мнению, цель совершенствования форм образования - это реформа ради реформы. Целью должно быть повышение качества подготовки учеников. А также снижение количество аварий с начинающими водителями. Действующие программы показывают результат. За последние годы аварийность с начинающими водителями снижается. Что же касается низкого процента сдачи экзаменов в ГИБДД, то возникает вопрос: как на это повлияет снижение часов вождения?
Дмитрий Попов также обратил внимание на то, что вариативность применяется не только к условиям вождения, но и к законодательству. Но оно у нас не зависит ни от региона, ни от климата. Что имелось ввиду при такой поправке? По его мнению, если из проекта убрать спорные вопросы, то получится действующий приказ. Тогда зачем эта реформа, если просто можно продлить действие документа?
По мнению председателя российского общества первой помощи Леонида Дежурного, новые программы переводят значительную часть обучения по первой помощи на самостоятельную подготовку. Однако обучиться этому самостоятельно - нереально. Поэтому кандидаты в водители будут просто не подготовлены. А это увеличит количество погибших на дорогах только по той причине, что первая помощь не была оказана вовремя.
Как сообщил представитель Госавтоинспекции МВД России Николай Гиляков, МВД изучало этот проект и высказало по нему замечания. Но замечания не были учтены. Непонятно, по какой причине сократили количество часов практики. В этом году после обучения в автошколах было выдано 583 тысяч водительских удостоверений. В прошлом году - 620 тысяч. Но при этом количество экзаменов увеличилось на 2 процента. Прав меньше, экзаменов больше. А это говорит о том, что количества часов вождения явно не хватает. Кроме того, Николай Гиляков отметил, что действия нынешних программ заканчиваются в 2025 году. К тому времени новые программы просто устареют.