23.07.2023 05:00
Власть

В Союзе потребителей объяснили причины платных возвратов товаров на маркетплейсах

Текст:  Ольга Игнатова
Многие покупатели сталкивались с ситуацией, когда за отказ выкупать заказанный товар маркетплейсы требуют плату. Одна из причин, как выяснили корреспонденты "Российской газеты", защита от недобросовестных продавцов, работающих на онлайн-платформе.
/ EPA-EFE/GIUSEPPE LAMI
Читать на сайте RG.RU

...Недавно СМИ сообщили о показательной истории, которая произошла в Вологодской области. У жительницы этого региона взломали аккаунт Wildberries и заказали 865 упаковок крема на крупную сумму - аж на 210 тысяч рублей. Вологжанка обратилась в техподдержку Wildberries. Сотрудница компании задала несколько дежурных вопросов, например, не приходили ли потерпевшей подозрительные СМС с запросом пароля от личного кабинета.

Когда вологжанка ответила отрицательно, техподдержка заявила, что она сама заказала товар. Правда, ей пояснили, что от него можно отказаться. Но возврат товара будет платным - по 100 рублей за одну упаковку. Таким образом женщине придется заплатить Wildberries 86,5 тысячи рублей.

Женщина, естественно, с такой позицией маркетплейса не согласилась. Но, скорее всего, ситуацию теперь может разрешить только суд.

"В статье 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей ", в частности, указывается, что при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара..." Однако в данном случае 100 рублей за обратную доставку каждой упаковки крема при том, что более 800 тюбиков, очевидно, перевозились не поодиночке, а в общей упаковке как одна или несколько посылок - это не реальная цена возврата. И если потребитель оспорит эту сумму в суде, суд, скорее всего, запросит тарифы "Почты России" и удовлетворит иск. Но только если признает истца потребителем, в чем я, признаюсь, усомнился бы: все-таки вряд ли женщина или даже вся её семья сможет использовать столько крема в течение срока его годности для личных нужд, скорее, он покупался для последующей перепродажи, а тут уже применяются иные нормы законодательства", - рассказал "Российской газете" председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Маркетплейсы выразили готовность бороться с контрафактом совместно с ФАС

Но если женщина действительно не заказывала товар и был взлом аккаунта, то такой взлом - уголовно наказуемое деяние. "В УК РФ есть статья 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации", вторая часть которой предусматривает в случае корыстной заинтересованности такого взломщика наказание от 100 тысяч штрафа до 4 лет лишения свободы. Так что пострадавшей надо обратиться в органы МВД, которые проведут доследственную проверку и, если факт взлома подтвердится, должны будут возбудить уголовное дело", - пояснил Шелищ.

По просьбе "Российской газеты" он обратился в Wildberries, чтобы выяснить, бывали ли у них подобные ситуации.

"Мне ответили, что такие случаи могут возникать, если покупатели сами передают доступ к личному кабинету продавцам с платформы. Те заинтересованы в увеличении числа заказов, которое влияет не только на их текущий доход, но и на рейтинг на площадке, а от него зависит их место в списке выдаваемых предложений. Поэтому некоторые нечестные продавцы, чтобы "накрутить" свои рейтинги и обойти в выдаче конкурентов, просят знакомых "по дружбе" или за небольшую плату передавать им доступ к личному кабинету на платформе или делать фиктивные заказы, от получения которых они откажутся. И площадки, когда это видят, стараются это пресекать. Поскольку такие искажения списков выдачи предложений вводят потребителей в заблуждение, я бы их в этом поддержал, но посоветовал им включить штрафы за такие действия в число условий их типового договора с продавцами, а не демонстративно завышать стоимость обратной доставки. Ведь эта норма распространяется на всех покупателей. А человеку может просто не понравиться заказанный товар", - рассказал Петр Шелищ.

А если за каждый не подошедший товар приходится платить, человек рано или поздно просто перестанет пользоваться маркетплейсом.

Платформам ограничат положение на рынке. Что теперь необходимо учитывать маркетплейсам и агрегаторам
Юрконсультация Товары и цены