Например, таких: "Костя, милый, повесь эту акварель рядом с Элизиумом, внизу". Тут же схема развески картин и стрелочка, показывающая место для акварели. Подпись - "Лева". Это 1906 год, просьба Льва Бакста (перед собственной выставкой) к Константину Сомову. Или вот еще: "Любезный Вильгельм. Пеняй на мою лень - и прав будешь. Дивлюсь, коли сохранил ты ко мне хотя искру любви..." - это уже рука Грибоедова, письмо Кюхельбекеру, 1822-й...
Новые поступления в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) представляют ежегодно, каждое лето. Это своего рода отчеты за год работы - по разборке документов, их атрибуции, составлению научных описаний. Для выставки отбирается самое ценное и самое неожиданное.
Наглядная страничка из истории. За козерога Ваську, гамадрила Галку, тигра Сиротку, антилопу Мурку и других эвакуированных из Московского зоопарка зверей когда-то развернулось целое сражение! Свердловский зоопарк ужасно не хотел их возвращать. И перед нами уникальный документ - приказ Госарбитража РСФСР от 4 июля 1944-го "о принудительном исполнении решения" о возвращении перечисленных питомцев домой. Архив писательницы и сотрудницы зоопарка Веры Чаплиной, автора любимой советскими детьми "Кинули" - повести о жившем в городской квартире львенке, был передан в РГАЛИ тщательно разобранным, в идеальном состоянии.
А вот часть архива актера Готлиба Ронинсона погибла на помойке, еще часть - едва ли не в последний момент была вытащена из кузова мусоровоза. Мастер театрального и кино-эпизода, сыгравший, в том числе, начальника Юрия Деточкина в "Берегись автомобиля", жил один, умер от инсульта в 1991, а из его квартиры вместе с дорогой аппаратурой вынесли уникальные фотографии и документы, которые народный артист РСФСР скрупулёзно собирал всю жизнь. Пропала переписка с Булгаковым, но вот на витрине, среди редких довоенных фото - письмо Юрию Любимову, в котором Ронинсон возмущается непочтительным отношением к нему режиссера.
А открывают выставку писательские витрины. Довоенное фото Виктора Астафьева, машинописи с правкой. К названию рассказа "Диво" от руки добавлено слово "дивное". Вот, возможно, самое начало работы над "Царь-рыбой": неровные строки, набросанные на листочке в клетку… А на фото из фильма Михаила Ромма "Русский вопрос" в роли радиодиктора - неузнаваемый Виктор Драгунский.
Украшение театрального раздела - пухлый, в салонной традиции, альбом из архивного фонда театрального критика Юрия Бахрушина, сына знаменитого мецената. Альбом с 1900 годов заполнялся работами и памятными подписями художников, актеров, писателей - на русском, французском, английском, хинди... Здесь же эскизы театральных костюмов и декораций, и тут удивляешься интуиции кураторов, посчитавших возможным извлечь из альбома акварель Сергея Ягужинского "Кукла" и положить ее рядом. А в коллекции Бахрушина оказались еще и Коровин с Малявиным.
Карандашные раскадровки Алексея Баталова по гоголевской "Шинели", кинохлопушка с надписью "Три Толстяка", нотные рукописи композитора Николая Чемберджи и певицы Ирмы Яунзем, машинопись сценария незаконченного фильма Эйзенштейна "Бежин луг" из фонда сценариста фильма Александра Ржешевского, туши и акварели Татьяны Мавриной...
Выставка новых поступлений, по словам начальника отдела информации и использования РГАЛИ Ксении Яковлевой, одна из сильнейших за последние годы. Архив продолжает пополняться: уникальная коллекция литературоведа Ильи Зильберштейна, украсившая выставку письмами Карамзина - императору Николаю I, Горького - Керенскому, рисунками Жорж Санд и рукописями Мандельштама, еще только осваивается Отделом научного описания.
Выставка "РГАЛИ − новые поступления 2023" открыта для посетителей до 20 октября (Москва, ул. Выборгская, д. 3, корп. 1). Вход свободный, но необходимо предварительно записаться по телефону или электронной почте: +7 (499) 159 76 85, rgali@rgali.ru.