Первым вопросом в повестке дня значился северный завоз: 20 июля закон, подготовленный Минвостокразвития, прошел второе и третье чтения в нижней палате российского парламента. Он предусматривает создание централизованной системы управления: отвечать за транспортировку между портами будут федеральный координатор и единый морской оператор. Сами поставки предложили планировать на три года вперед. Все данные, от расчета закупок до движения грузов, будет обрабатывать и анализировать государственная информсистема мониторинга. Она умеет прогнозировать риски, что позволит избежать перебоев с какими-то товарами.
Также установлен приоритет в обслуживании грузов: к первой категории относятся лекарства, медицинские изделия и топливно-энергетические ресурсы. Ко второй - продукция для государственных и муниципальных нужд, все остальное попадает в третью. При этом регионам хотят выдавать бюджетные кредиты для приобретения товаров, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а транспортировать грузы для государственных и муниципальных нужд разрешат по льготным тарифам. Весь этот комплекс мер сделает северный завоз более прогнозируемым и прозрачным, ускорит и удешевит его.
В окончательную редакцию документа включили предложения и ямальских депутатов. В частности, закреплено право субъектов РФ оказывать господдержку собственникам объектов опорной транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Чтобы создать крепкую опорную сеть, стране не хватает еще 800 - 1000 кораблей разного класса, верфи готовы построить половину, но важно определить очередность - соответствующий пункт Ирина Яровая пообещала вписать в проект решения президиума Совета законодателей.
Северный завоз - кровеносная система Ямала. За короткий период летней речной навигации на отдаленные территории, население которых превышает 43 тысячи человек, поступает более 120 тысяч тонн грузов: топливо, продукты и предметы первой необходимости.
- Важно, что закон о северном завозе формировался с учетом мнений регионов Арктики и Дальнего Востока, - говорит Сергей Ямкин. - Работа по его нормативному сопровождению продолжится: предстоит привести окружную правовую базу в соответствие с федеральной.
По словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, принятие закона о северном завозе - важнейшая веха и одновременно первый шаг практической работы по повышению эффективности снабжения Севера.
Нормативный акт напрямую касается около трех миллионов россиян, проживающих в 25 регионах. Совет Федерации планирует одобрить его уже на этой неделе.
Между тем
Еще один важный вопрос, рассмотренный президиумом Совета законодателей, - интеграция ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в правовую систему России. Госдума РФ приняла около 50 законов, направленных на это. Особое внимание уделяется социально-экономической и образовательной интеграции, защите трудовых прав граждан, созданию благоприятных условий для бизнеса, снижению налоговой нагрузки, повышению инвестиционной привлекательности новых территорий.