Ожидается, что экспорт продолжат крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а ограничения коснутся средних и мелких игроков, в первую очередь мини-НПЗ и нефтяные базы, которые перепродавали на экспорт купленный в России бензин.
Схема предельно проста и выгодна. На российском рынке покупается бензин, который значительно дешевле, чем за границей, и отправляется на экспорт. При этом дешевле этот бензин благодаря демпферу. Это механизм компенсации части разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Нефтяным компаниям деньги выплачиваются из бюджета при превышении экспортными ценами индикативной цены, устанавливаемой государством, если топливо поставляется на внутренний рынок. Но в нашем случае топливо на внутренний рынок не попало, а было отправлено на экспорт для получения сверхприбыли. В результате бюджет несет дополнительную нагрузку, а внутренний рынок лишается этих объемов топлива, из-за чего растут цены в опте и в рознице.
Как отмечает, глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов, в целом в стране сейчас на экспорт уходит до 20% от объемов производства бензина. Причем крупные компании в основном его поставляют на внутренний рынок. У «Роснефти» и ЛУКОЙЛа этот показатель доходит до 90%.
С начала года биржевые цены на бензин Аи-92 выросли на 71%, а на Аи-95 — на 61%, обновив все мыслимые рекорды. Причем после сообщений об ограничении экспорта 25 июля, впервые за долгое время, котировки немного опустились. В рознице рост цен в среднем составил 3,6%, но произошел он за неполных три месяца и успел немного обогнать инфляцию.
В свете такого роста цен решение правительства выглядит вполне логичным. Но за период январь — июнь 2023 года производство автомобильных бензинов составило порядка 20,7 млн тонн. Если представить, что от объемов производства бензина мы экспортировали 20%, то речь идет о 4,1 млн тонн. При этом, по данным РЖД, экспорт бензинов с независимых нефтебаз и мини-НПЗ за тот же период составил 177 тыс. тонн. То есть речь идет о 4,3% экспорта и 0,85% от производства. Едва ли такие объемы способны серьезно повлиять на рынок.
Для средних и малых игроков экспорт — возможность получить более высокую прибыль, поясняет Симонов. Запрет экспорта нанесет по ним сильный удар, а вот влияния на внутренние цены будет минимальным. По факту сейчас получается, что мы нерыночными способами пытаемся помочь рынку.
С этим согласна ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, которая считает, что ограничения экспорта не сработают в пользу покупателей. Сильно повлиять на снижение цен на внутреннем рынке такие объемы не смогут, зато независимой нефтепереработке будет нанесен сильный удар. Возможно, что многие мини-НПЗ после такого запрета вообще уйдут с рынка.